Сначала поставок СПГ с мини-заводов, расположенных в Ленинградской обл., произведено и доставлено потребителям более 10 тыс. т продукции.
Производства СПГ находятся на АГНКС 8 (г. Петродворец), ГРС Никольское (пос. Никольское) и ГРС Выборг (г. Выборг).
Отработаны две технологии производства СПГ для применения на газораспределительных станциях (ГРС) магистральных газопроводов и авто-мобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Эти технологии основаны на использовании перепада давления и применении внешних холодильных циклов, на их базе и созданы перечисленные производственные комплексы. Разработанные технологии и оборудование защищены российскими и зарубежными патентами.
Технология производства СПГ для АГНКС позволяет задействовать недозагруженное компрессорное оборудование станции. В состав технологического оборудования мини-завода наряду с установкой сжижения включена фреоновая холодильная машина, позволяющая на типовой АГНКС-500 обеспечить производство 1 т СПГ в час.
Производство СПГ на ГРС осуществляется за счет использования перепада давления, имеющегося на газораспределительных станциях магистраль-ных газопроводов без дополнительных затрат электроэнергии, но ограничивается техническими параметрами ГРС.
Удельные энергетические затраты при производстве СПГ на АГНКС составляют 0,8 кВт-ч/ кг и менее 0,01 кВт-ч/кг при производстве СПГ на ГРС.
Суммарная производительность мини-заводов Ленинградской обл. составляет 10 тыс. т/год.
Основные потребители СПГ - котельные ЛПДС Красный Бор, Лужского молочного комбината, больничного городка в г. Луга, стекольного завода ЗАО «Петербургское стекло», а также два жи¬лых квартала и муниципаль¬ная котельная на ул. Пислегина в г. Луга.
Ведется активная работа с потенциальными потребителями. Строятся и вводятся в эксплуатацию котельная мясокомбината (г. Луга) и газоснабжающие сети (г. Приозерск, пос. Колосково).
Для определения возможности использования СПГ на транспорте прорабатывается вопрос реализации пилотного проекта опытной эксплуатации пассажирских автобу¬сов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ.
Цель проекта - подтвердить экономические и экологические преимущества СПГ перед другими видами топлива и создать технологическую базу для его внедрения в автотранспортное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.
Техническая реализация проекта предполагает:
• приобретение двух пассажирских автобусов, оснащенных газовыми двигателями;
• оснащение автобусов сертифицированными криогенными баками для СПГ;
• создание в Санкт-Петербурге заправочного комплекса для автобусов;
• проведение стендовых и ходовых испытаний автобусов;
• получение сертификата и одобрения типа транспортного средства;
• организацию опытной эксплуатации автобусов парка ГУП «Пассажиравтотранс».
В настоящее время планируется увеличить объемы производства СПГ до 20 тыс. т/год путем создания мини-завода мощностью 10 тыс. т/год на базе ГРС Шоссейная - АГНКС 1 (рис. 1). Технология производства СПГ на этом участке основана на комбинировании возможностей ГРС и АГНКС. Для производства СПГ используется дроссельный цикл высокого давления с подачей природного газа, сжатого до давления 20 МПа, с АГНКС. Для повышения производительности используется контур охлаждения на базе вихревых труб с подачей в контур газа среднего давления с ГРС.
Создание мини-заводов на первом этапе развития технологии СПГ оказалось вполне оправданным, позволило в короткий срок отработать всю технологическую цепочку от производства, хранения, транспортировки до его использования и открыло новые возможности при решении вопросов газификации.
Выполненная оценка показала, что увеличение объемов производства СПГ с использованием мини-заводов огра-ничивается в условиях Ленин-градской обл. объемом 50 тыс. т/год. Такой объем производства позволит охватить газификацией по технологии СПГ Выборгский, Приозерский, Волховский и Волосовс-кий районы, реализовать пи¬лотные проекты по переводу автотранспорта на СПГ или КПГ, получаемый из СПГ, и осуществлять небольшие экспортные поставки СПГ в страны Балтийского региона.
Дальнейшее развитие технологии производства СПГ видится в использовании установок сжижения на базе детандеркомпрессорных агрегатов и установок сжижения с внешним охлаждением и 100%-м сжижением. Прорабатывается возможность создания на Карельском перешейке крупнотоннажного производства СПГ производительностью 1 2 млн т/год и отгрузочного терминала в районе бухты Батарейная Выборгского района Ленинградской обл. или в Усть-Луге, что позволит решить проблему га¬зификации Калининградской обл., осуществлять значительные экспортные поставки СПГ, накапливать его для покрытия пиковых нагрузок.
Целесообразность создания крупнотоннажного производства можно рассмотреть на примере решения проблемы газификации Калининградской обл.
К настоящему времени сложились серьезные трудности с обеспечением Калинин¬града и Калининградской обл. природным газом. Основная часть газа поступает в область по магистральному газопроводу из Российской Федерации через территорию Белоруссии и Литвы - около 600 млн м3/год, незначительная часть - 12 млн м3/год - добывается на территории области. Общий дефицит природного газа составляет около 1 млрд м3/год (700 тыс. т СПГ), причем с ярко выражен¬ным увеличением потребности в зимний период при возникновении пиковых нагрузок.
Решить указанную задачу можно двумя путями. Рис. 1. План мини-завода на базе ГРС-АГНКС
Первый - это увеличение мощности газопровода Минск -Вильнюс - Калининград или строительство нового, стоимость которого оценивается примерно в 750-800 млн долл. плюс транзитный тариф через Белоруссию и Литву. Срок окупаемости проекта превышает 25 лет. Однако даже ввод в действие этого газопровода не позволит решить задачу обеспечения Калининграда и Калининградской обл. во время пиковых нагрузок.
Второй - это строительство комплекса по сжижению природного газа на территории Ленинградской обл. и транспортировка его в Калининградскую обл. морским путем. Наличие на территории Калининградской обл. терминала для хранения СПГ с расчетным запасом позволит гибко решать проблемы покрытия пиковых нагрузок в зимний период.
В основу общей концепции организации и планирования работ по газификации Калининграда и Калининградской обл. можно положить два связанных между собой и после довательных этапа.
На первом этапе предлагается создать комплекс по производству СПГ в объеме 100 тыс. т/год на КС Северная и осуществлять транспортировку в Калининград с помощью контейнеров-цистерн, сертифицированных по международным стандартам, позволяющих в дальнейшем решать задачи транспортировки СПГ автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Для решения этой задачи уже разработан и создан контейнер вместимостью 35 м3 СПГ (рис. 2). Два таких контейнера сертифицированы в Морском регистре и проходят испытания в Ленинградской обл.
В процессе реализации этапа потребители СПГ в Калининградской обл. отработают технологию его применения, приобретут необходимый опыт работы и практически будут готовы к дальнейшему внедрению СПГ. Срок реализации этапа - три года. Предварительные экономические расчеты показывают, что при цене реализации 200 долл. за 1 т СПГ срок окупаемости первого этапа инвестиционного проекта составит восемь лет. При наступлении срока окупаемости ежегодный доход от реализации СПГ в Калининграде составит 5,2 млн долл.
На втором этапе можно рассматривать строительство газопровода к побережью Финского залива, создание там производства на 700 тыс. т СПГ в год и отгрузочного терминала общей вместимостью 100 тыс. м3 СПГ. При этом в районе Калининграда необходимо построить приемный терминал такого же объема. Технико-экономическое обоснование и проектные работы по второму этапу необхо¬димо начинать одновременно с выполнением работ по первому, тогда после их завершения можно сразу начинать поставки СПГ, предусмотренные на втором этапе. Рис. 2. Контейнер-цистерна вместимостью 35 м3 СПГ
В отличие от строительства магистрального газопровода через Белоруссию и Литву, реализация инвестиционного проекта по обеспечению Калининграда СПГ позволит полностью в течение трех-пяти лет устранить дефицит в природном газе и решить проблему пиковых нагрузок в зимний период. Дополнительный положительный эффект от реализации подобного проекта в развитии инфраструктуры и промышленности Калининградской обл., решении бюджетных и социальных задач.
Авторы: Ю.М. Баранов, А. А. Беляев, В.Д. Глазунов, Е.А. Кучарина, М.А.
Производства СПГ находятся на АГНКС 8 (г. Петродворец), ГРС Никольское (пос. Никольское) и ГРС Выборг (г. Выборг).
Отработаны две технологии производства СПГ для применения на газораспределительных станциях (ГРС) магистральных газопроводов и авто-мобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Эти технологии основаны на использовании перепада давления и применении внешних холодильных циклов, на их базе и созданы перечисленные производственные комплексы. Разработанные технологии и оборудование защищены российскими и зарубежными патентами.
Технология производства СПГ для АГНКС позволяет задействовать недозагруженное компрессорное оборудование станции. В состав технологического оборудования мини-завода наряду с установкой сжижения включена фреоновая холодильная машина, позволяющая на типовой АГНКС-500 обеспечить производство 1 т СПГ в час.
Производство СПГ на ГРС осуществляется за счет использования перепада давления, имеющегося на газораспределительных станциях магистраль-ных газопроводов без дополнительных затрат электроэнергии, но ограничивается техническими параметрами ГРС.
Удельные энергетические затраты при производстве СПГ на АГНКС составляют 0,8 кВт-ч/ кг и менее 0,01 кВт-ч/кг при производстве СПГ на ГРС.
Суммарная производительность мини-заводов Ленинградской обл. составляет 10 тыс. т/год.
Основные потребители СПГ - котельные ЛПДС Красный Бор, Лужского молочного комбината, больничного городка в г. Луга, стекольного завода ЗАО «Петербургское стекло», а также два жи¬лых квартала и муниципаль¬ная котельная на ул. Пислегина в г. Луга.
Ведется активная работа с потенциальными потребителями. Строятся и вводятся в эксплуатацию котельная мясокомбината (г. Луга) и газоснабжающие сети (г. Приозерск, пос. Колосково).
Для определения возможности использования СПГ на транспорте прорабатывается вопрос реализации пилотного проекта опытной эксплуатации пассажирских автобу¬сов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ.
Цель проекта - подтвердить экономические и экологические преимущества СПГ перед другими видами топлива и создать технологическую базу для его внедрения в автотранспортное хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.
Техническая реализация проекта предполагает:
• приобретение двух пассажирских автобусов, оснащенных газовыми двигателями;
• оснащение автобусов сертифицированными криогенными баками для СПГ;
• создание в Санкт-Петербурге заправочного комплекса для автобусов;
• проведение стендовых и ходовых испытаний автобусов;
• получение сертификата и одобрения типа транспортного средства;
• организацию опытной эксплуатации автобусов парка ГУП «Пассажиравтотранс».
В настоящее время планируется увеличить объемы производства СПГ до 20 тыс. т/год путем создания мини-завода мощностью 10 тыс. т/год на базе ГРС Шоссейная - АГНКС 1 (рис. 1). Технология производства СПГ на этом участке основана на комбинировании возможностей ГРС и АГНКС. Для производства СПГ используется дроссельный цикл высокого давления с подачей природного газа, сжатого до давления 20 МПа, с АГНКС. Для повышения производительности используется контур охлаждения на базе вихревых труб с подачей в контур газа среднего давления с ГРС.
Создание мини-заводов на первом этапе развития технологии СПГ оказалось вполне оправданным, позволило в короткий срок отработать всю технологическую цепочку от производства, хранения, транспортировки до его использования и открыло новые возможности при решении вопросов газификации.
Выполненная оценка показала, что увеличение объемов производства СПГ с использованием мини-заводов огра-ничивается в условиях Ленин-градской обл. объемом 50 тыс. т/год. Такой объем производства позволит охватить газификацией по технологии СПГ Выборгский, Приозерский, Волховский и Волосовс-кий районы, реализовать пи¬лотные проекты по переводу автотранспорта на СПГ или КПГ, получаемый из СПГ, и осуществлять небольшие экспортные поставки СПГ в страны Балтийского региона.
Дальнейшее развитие технологии производства СПГ видится в использовании установок сжижения на базе детандеркомпрессорных агрегатов и установок сжижения с внешним охлаждением и 100%-м сжижением. Прорабатывается возможность создания на Карельском перешейке крупнотоннажного производства СПГ производительностью 1 2 млн т/год и отгрузочного терминала в районе бухты Батарейная Выборгского района Ленинградской обл. или в Усть-Луге, что позволит решить проблему га¬зификации Калининградской обл., осуществлять значительные экспортные поставки СПГ, накапливать его для покрытия пиковых нагрузок.
Целесообразность создания крупнотоннажного производства можно рассмотреть на примере решения проблемы газификации Калининградской обл.
К настоящему времени сложились серьезные трудности с обеспечением Калинин¬града и Калининградской обл. природным газом. Основная часть газа поступает в область по магистральному газопроводу из Российской Федерации через территорию Белоруссии и Литвы - около 600 млн м3/год, незначительная часть - 12 млн м3/год - добывается на территории области. Общий дефицит природного газа составляет около 1 млрд м3/год (700 тыс. т СПГ), причем с ярко выражен¬ным увеличением потребности в зимний период при возникновении пиковых нагрузок.
Решить указанную задачу можно двумя путями. Рис. 1. План мини-завода на базе ГРС-АГНКС
Первый - это увеличение мощности газопровода Минск -Вильнюс - Калининград или строительство нового, стоимость которого оценивается примерно в 750-800 млн долл. плюс транзитный тариф через Белоруссию и Литву. Срок окупаемости проекта превышает 25 лет. Однако даже ввод в действие этого газопровода не позволит решить задачу обеспечения Калининграда и Калининградской обл. во время пиковых нагрузок.
Второй - это строительство комплекса по сжижению природного газа на территории Ленинградской обл. и транспортировка его в Калининградскую обл. морским путем. Наличие на территории Калининградской обл. терминала для хранения СПГ с расчетным запасом позволит гибко решать проблемы покрытия пиковых нагрузок в зимний период.
В основу общей концепции организации и планирования работ по газификации Калининграда и Калининградской обл. можно положить два связанных между собой и после довательных этапа.
На первом этапе предлагается создать комплекс по производству СПГ в объеме 100 тыс. т/год на КС Северная и осуществлять транспортировку в Калининград с помощью контейнеров-цистерн, сертифицированных по международным стандартам, позволяющих в дальнейшем решать задачи транспортировки СПГ автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Для решения этой задачи уже разработан и создан контейнер вместимостью 35 м3 СПГ (рис. 2). Два таких контейнера сертифицированы в Морском регистре и проходят испытания в Ленинградской обл.
В процессе реализации этапа потребители СПГ в Калининградской обл. отработают технологию его применения, приобретут необходимый опыт работы и практически будут готовы к дальнейшему внедрению СПГ. Срок реализации этапа - три года. Предварительные экономические расчеты показывают, что при цене реализации 200 долл. за 1 т СПГ срок окупаемости первого этапа инвестиционного проекта составит восемь лет. При наступлении срока окупаемости ежегодный доход от реализации СПГ в Калининграде составит 5,2 млн долл.
На втором этапе можно рассматривать строительство газопровода к побережью Финского залива, создание там производства на 700 тыс. т СПГ в год и отгрузочного терминала общей вместимостью 100 тыс. м3 СПГ. При этом в районе Калининграда необходимо построить приемный терминал такого же объема. Технико-экономическое обоснование и проектные работы по второму этапу необхо¬димо начинать одновременно с выполнением работ по первому, тогда после их завершения можно сразу начинать поставки СПГ, предусмотренные на втором этапе. Рис. 2. Контейнер-цистерна вместимостью 35 м3 СПГ
В отличие от строительства магистрального газопровода через Белоруссию и Литву, реализация инвестиционного проекта по обеспечению Калининграда СПГ позволит полностью в течение трех-пяти лет устранить дефицит в природном газе и решить проблему пиковых нагрузок в зимний период. Дополнительный положительный эффект от реализации подобного проекта в развитии инфраструктуры и промышленности Калининградской обл., решении бюджетных и социальных задач.
Авторы: Ю.М. Баранов, А. А. Беляев, В.Д. Глазунов, Е.А. Кучарина, М.А.
Приобететение доступа к файлам
ВНИМАНИЕ: Данная информация получена путем сканирования, цифровой обработки физических носителей или обмена с неравнодушными пользователями. Она не имеет отметок грифа секретности и тайны, если вы считаете, что эта информация нарушает Ваши авторские или другие права. Незамедлительно сообщите администратору для удаления ее из портала.