2.15. Масляная система(рис. 19, 20)
Масляная система двигателя предназначена для смазки и охлаждения узлов трения: подшипников, контактных уплотнений, зубчатых колес и шлицевых соединений. Она обеспечивает непрерывную подачу в двигатель масла с заданными параметрами.Масляная система оборудована диагностической аппаратурой (датчиками давления и температуры, сигнализатором наличия стружки, магнитными пробками), позволяющей оценивать состояние двигателя в процессе его работы. Масляная система соединена с системой автоматического регулирования, в которой в качестве рабочей жидкости используется масло.
Масляная система включает в себя:
- систему нагнетания масла;
- систему откачки масла;
- систему суфлирования масляных полостей.
Конструктивно масляная система состоит из двух частей: из агрегатов, расположенных непосредственно на двигателе, и из агрегатов системы маслообеспечения, расположенных в отдельных отсеках ГПА.
На двигателе расположены следующие агрегаты масляной системы:
- подкачивающий насос с двумя обратными (стояночными) клапанами и редукционным клапаном;
- нагнетающий насос газогенератора с редукционным клапаном;
- нагнетающий насос свободной турбины;
- масляный фильтр газогенератора с перепускным клапаном;
- масляный фильтр свободной турбины с перепускным клапаном;
- откачивающий насос передней опоры и коробки приводов;
- суфлер опоры турбины в блоке с откачивающим насосом;
- суфлер свободной турбины в блоке с откачивающим насосом;
- суфлер средней опоры и коробки приводов с эжектирующим устройством;
- центрифуга;
- краны слива из коробки приводов и масляных фильтров;
- магнитные пробки в магистралях откачки масла;
- теплообменник системы автоматического регулирования.
В систему масло обеспечения двигателя входят следующие агрегаты:
- масляный бак;
- воздушно-масляный теплообменник (ВМТ);
- обратный клапан на ВМТ;
- сигнализатор наличия стружки (СНС);
- терморегулятор;
- бак-циклон;
- фильтры на выходе масла из ВМТ и из маслобака;
- перекрывной кран на выходе масла из маслобака;
- краны слива масла из ВМТ и маслобака;
- вентили на входе и выходе масляных фильтров;
- фильтр в магистрали заправки маслобака.
Агрегаты системы маслообеспечения расположены в двух отсеках ГПА справа от двигателя (смотреть со стороны ВОУ).
Масляный бак двигателя объемом 0,6 м установлен примерно, на одном уровне с двигателем. Максимальный объем заправляемого в бак масла 0,68 м. Уровень масла в баке относительно оси двигателя имеет предельные отклонения: выше на 500 мм и ниже на 400 мм. Заправка маслобака свежим маслом осуществляется через фильтр с тонкостью очистки 25 мкм.
Маслобак оснащен вспомогательными устройствами:
- устройство для визуального контроля уровня масла в баке;
- датчик минимального уровня масла в баке;
- трубопровод слива масла, срез которого находится на максимально-допустимом уровне масла в баке, предусмотрен для исключения возможности переполнения масляного бака;
- электронагреватель для подогрева масла в баке перед запуском.
Воздушно-масляный теплообменник трубчатого типа объемом 0,3 м3 установлен в контейнере над маслобаком двигателя на высоте 4 м от поля. Вентиляторы продувают между трубами с маслом воздух и охлаждают масло.
На входе и выходе из ВМТ (МОД) установлены клапаны, предотвращающие возможность перетекания масла из маслоохладителя в двигатель во время стоянки.
В магистрали, соединяющей вход и выход ВМТ установлен регулятор температуры, который в период запуска двигателя и его прогрева перепускает масло по этой магистрали (минуя ВМТ) на вход в двигатель, если температура масла на выходе из двигателя ниже 60°С.
Для очистки масла от механических примесей в магистралях системы маслообеспечения установлены фильтры:
- в линии подачи масла от маслобака в двигатель;
- в линии возврата масла из ВМТ в двигатель.
В масляной системе двигателя предусмотрен СНС, подающий сигнал о появлении стружки в масле (на пульте загорается лампочка). Для обеспечения возможности технического обслуживания сигнализатор наличия стружки вынесен в блок с агрегатами системы масло обеспечения. Для снижения расхода масла в маслосистеме предусмотрен специальный маслоуловитель (бак-циклон), предназначенный для дополнительного отделения масла от воздуха системы суфлирования двигателя. Он установлен на крышке масляного бака. Из маслоуловителя масло стекает в масляный бак, а воздух отводится в атмосферу (по трубопроводу в район выхлопной шахты ГПА).
Расходный бачок введен в систему маслообеспечения для осуществления аварийного останова двигателя в случае отказа одного из откачивающих насосов масляной системы двигателя. Для этой цели в расходном бачке установлен датчик минимального уровня масла, выдающий сигнал в САУ ГПА.
Подпитка маслом расходного бачка осуществляется через жиклер диаметром 11 мм из основного маслобака. Подача масла в двигатель при его работе на режиме осуществляется из расходного бачка.
Основные характеристики масляной системы
Тип масляной системы - замкнутая, циркуляционная, под давлением
Сорт масла - ТП-22 ГОСТ 9972-74, допускается МК-8П
ГОСТ 6457-66, МС-8П ОСТ 38.01163-78
Тонкость фильтрации масла на входе - 40
в двигатель, не более, мкм
Средний часовой расход масла, - 1,0 (допускается увеличение расхода в
не более, кг/час течение межремонтного ресурса до 1,5)
Давление масла в нагнетавшей
магистрали двигателя, кгс/см2:
- на режиме прогрева, не менее - 2,9
- на режимах выше режима прогрева - от 3,5 до 4
Давление масла на входе в СТ, не менее, кгс/см2 -1,1
Давление воздуха в полости средней опоры, кгс/см2 - ±0,5
Прокачка масла через двигатель на максимальном режиме
при температуре масла на входа в двигатель 100°С, кг/мин - от 80 до 100
Температура масла, град.С
- на входе в двигатель для всех режимов работы - от +5 до +100
- на выходе из двигателя, не более - 125
- на выходе из задней опоры турбины, не более - 140
- на выходе из свободной турбины, не более - 140
Теплоотдача в масло на режиме максимальной мощности при - 1500
окружающей температуре +15°С и температуре масла на
входе в двигатель 100 град.С, не более, ккал/мин
Работа масляной системы
Непрерывная циркуляция масла в замкнутом контуре осуществляется следующим образом. Из масляного бака масло через расходный бачок с помощью подкачивающего насоса подается к нагнетающим насосам газогенератора и свободной турбины. Нагнетающие насосы подают масло к узлам трения. Воздушно-масляная смесь, откачиваемая из масляных полостей двигателя, поступает в центрифугу, в которой масло отделяется от воздуха. Далее масло поступает на охлаждение в воздушно-масляный теплообменник, а воздух из центрифуги отводится в масляный бак и затем удаляется в атмосферу. Охлажденное масло из теплообменника поступает на вход в нагнетающие насосы, минуя маслобак. Маслобак служит для заполнения системы маслом и возмещения расхо-дуемого двигателем масла. Для подогрева масла в баке через него прокачивается около 15 л/мин масла, отбираемого на выходе из маслоохладителя.
Система суфлирования функционирует следующим образом.
В передней опоре двигателя откачивающий насос создает перепад давления на контактном уплотнении, достаточный для исключения утечек масла в зоне вращающего вала.
В систему суфлирования средней опоры и коробки приводов поступает кроме воздуха, проникающего через контактные уплотнения средней опоры, также воздух из откачивающего насоса передней опоры.
Суфлер этой системы, расположенный в коробке привода стартера, отделяет масло от воздуха. Масло, отделенное в суфлере, стекает в коробку приводов, а воздух, очищенный от масла, сбрасывается с помощью эжектора в газовоздушный тракт в зоне свободной турбины. Опора турбины газогенератора и опора свободной турбины имеют выносные, суфлеры, каждый из которых сблокирован в одном корпусе с откачивающим насосом. Масло, отделенное от воздуха в суфлере, откачивается специальным насосом, размещенным в корпусе агрегата. Воздух из суфлеров поступает на дополнительную очистку от масла в статический маслоуловитель (бак-циклон) системы маслообеспечения, расположенный на маслобаке.
Система нагнетания - обеспечивает непрерывную подачу масла в двигатель с допустимой температурой и давлением.
Система нагнетания масла в двигатель состоит из системы подачи масла к узлам трения свободной турбины.
При работе двигателя подкачивающий насос подает масло из маслобака на вход в нагнетающие насосы газогенератора и СТ, поддерживая с помощью редукционного клапана постоянное избыточное давление 0,6+_0,2 кгс/см2. На входе в нагнетающие насосы происходит смешение потока масла, идущего из подкачивающего насоса с потоком масла, поступающим из откачивающих насосов через центрифугу и воздушно-масляный теплообменник. Нагнетающий насос газогенератора подает масло через фильтр к узлам трения передней и средней опор, опоре турбины газогенератора и к коробкам приводов. Редукционный клапан нагнетающего насоса газогенератора поддерживает постоянное избыточное давление 4 -0,5кгс/см2 в магистрали нагнетания. Нагнетающий насос свободной турбины через фильтр и теплообменник системы автоматического регулирования двигателя подает масло к узлам трения свободной турбины. В теплообменнике масло, поступающее в опору СТ, охлаждает масло САР. За подкачивающим насосом (перед стояночными клапанами) осуществляется отбор масла в систему автоматичеевого регулирования (САР).
Подкачивающий насос - восполняет потери масла в замкнутой системе и поддерживает постоянное избыточное давление на входе в нагнетающие насосы с помощью редукционного клапана. Подкачивающий насос установлен на фланце КПМА и получает вращение через рессору от нагнетающего насоса.
Подкачивающий насос представляет собой насос шестеренчатого типа. Состоит из корпуса и крышки, отлитых из алюминиевого сплава, и двух шестерен, вращающихся в бронзовых подшипниках скольжения. В корпус насоса вмонтированы стояночный и перепускной клапан, а также штуцер подпитки САР.
Стояночный и перепускной клапан пружинного типа, нерегулируемые. Они препятствуют перетеканию масла из бака в масляную систему при неработающем двигателе.
Редукционный клапан подкачивающего насоса - поддерживает постоянное давление масла 0,6…0,8 кгс/см2перед нагнетающим насосом. Редукционный клапан состоит из корпуса, регулировочного винта, тарелки и пружины. В корпусе имеются окна входа и выхода масла. Редукционный клапан вмонтирован в коробку приводов моторных агрегатов (КПМА) на линии подачи масла к нагнетающему насосу. Пружина клапана, отрегулированная на заданное давление, одним концом упирается в тарелку и удерживается на седле, закрывая входное окно клапана. При повышении давления масла в системе преодолевается усилие пружины, тарелка отходит от седла и масло перепускается на вход в маслонасос, тем самым поддерживается предельное давление в маслосистеме.
Нагнетающий насос газогенератора - шестеренчатого типа и служит для создания давления в нагнетающей системе.
Нагнетающий насос расположен в верхней внутренней части коробки приводов моторных агрегатов, вращение получает от шестерни центрального привода КПМА.
Конструкция нагнетающего насоса аналогична подкачивающему насосу. На выходе из насоса установлен редукционный клапан, отрегулированный на постоянное давление 4 -0,5кгс/см2. По конструкции он аналогичен редукционному клапану подкачивающего насоса.
Редукционный клапан монтируется на КПМА.
Масляный фильтр газогенератора - служит для очистки масла, поступающего на смазку и охлаждение деталей двигателя (рис. 45), Состоит из набора фильтрующих секций, смонтированных на стержне, имеющем продольные сквозные пазы для выхода масла. Стержень одним концом устанавливается в корпус КПМА, а другим в крышку фильтра.
Для слива масла из полости маслофильтра имеется сливной кран, расположенный на корпусе КПМА рядом с крышкой маслофильтра. При сильном засорении фильтрующих секций открывается перепускной клапан фильтра, и масло поступает на смазку и охлаждение, минуя фильтрующие секции. Перепускной клапан срабатывает при сопротивлении более 1 кгс/см2.
Нагнетающий насос свободной турбины - обеспечивает циркуляцию масла в линии нагнетания масляной системы свободной турбины. Нагнетающий насос СТ шестеренчатого типа, состоит из двух шестерен, вращающихся в бронзовых подшипниках скольжения. Хвостовик ведущей шестерни через шлицевое соединение связан с рессорой дополнительной коробки приводов агрегатов.
Маслонагнетающим насосом подается через масляный фильтр и теплообменник на смазку и охлаждение узлов и деталей коробки приводов СТ и опоры свободной турбины.
Масляный фильтр свободной турбины - служит для очистки масла, вступающего в маслосистему на смазку и охлаждение узлов и деталей СТ.
Масляный фильтр крепится к кронштейну дополнительной КПА.
Масляный фильтр состоит из набора фильтрующих секций, смонтированный на трубчатом стержне, имеющем сквозные пазы для выхода масла. Одним концом стер-жень установлен в корпус фильтра, другим в крышку фильтра. Фильтрующий пакет закрыт крышкой фильтра, вмонтирован в корпус фильтра и закреплен при помощи винта траверсы и стоек. Между входной и выходной полостями фильтра установлен клапан. При засорении фильтрующих секций и достижении перепада давления I кгс/см2 клапан фильтра открывается и масло без очистки поступает в маслосистему.
В корпус масляного фильтра вмонтирован сливной кран для слива масла из полости фильтра.
Система откачки - осуществляет отвод масла из масляных полостей двигателя с помощью откачивающих насосов. Откачивающие насосы имеют 4...8 кратные запасы по производительности и откачивают из опор не чистое масло, а воздушно-масляную смесь. Поэтому в системе предусмотрены устройства для отделения воздуха от масла.
На двигателе откачка масла ведется раздельно из передней и средней опор, опоры турбины газогенератора и опоры свободной турбины.
Из передней опоры масло откачивается насосом, расположенным внутри масляной полости этой опоры. По трубе, расположенной в ребре ВНА, и наружному трубопроводу масло отводится в коробку приводов агрегатов. Из средней опоры масло самотеком сливается в коробку КПМА по нижнему полому ребру. В КПМА установлен откачивающий насос, отводящий все масло, которое поступает к нему из передней и средней опор, а также из КПМА.
Из опоры турбины газогенератора и из опоры свободной турбины масло откачивается с помощью выносных насосов, соединенных в одном агрегате с суфлером.
Из откачивающих насосов средней опоры, опоры турбины и свободной турбины масло поступает в центрифугу. В ней воздух отделяется от масла и масло направляется в воздушно-масляный теплообменник. При этом часть масла проходит через сигнализатор наличия стружки (СНС), который установлен на байпасной ветке. Из теплообменника 10...15 % масла идет в маслобак для его обогрева, остальное масло поступает на вход в нагнетающие насосы, замыкая цикл его циркуляции.
Откачивающий насос передней опоры - расположен в корпусе передней опоры, шестеренчатого типа. Насос получает вращение от шестерни, расположенной на валу ротора компрессора НД.
Откачивающий насос КПМА (коробки приводов моторных агрегатов) шестеренчатого типа. Ведущая шестерня насоса приводится во вращение от рессоры центрифуги. Откачиваемое масло из насоса направляется в центрифугу. Установлен в корпусе КПМА.
Центрифуга - служит для отделения воздуха от масла. Расположена внутри КПМА.
Центрифуга состоит из ротора с шестью внутренними лопатками. Сверху ротор прикрыт диском, образующим кольцевую щель по наружному диаметру для выхода масла из центрифуги.
При вращении ротора центрифуги масло под действием центробежных сил отбрасывается от центра к периферии, через кольцевую щель поступает в канал КПМА и затем через наружный трубопровод к СНС и затем в теплообменник (маслоохладитель).
Воздух, отделенный от масла отводится в маслобак двигателя.
Магнитные пробки - предназначены для улавливания ферромагнитной стружки в случае разрушения деталей узлов трения опор компрессора, турбины, свободной турбины, коробки приводов и определения маста разрушения.
Магнитные пробки установлены в магистралях слива масла из передней опоры, из суфлера опоры турбины, в поддоне КПМА в специальных угольниках, тройниках и переходниках.
Конструктивно магнитная пробка состоит из собственно пробки и клапана, служащего для удержания масла при демонтаже магнитной пробки.
Сигнализатор наличия стружки СНС-25 - предназначен для выдачи сигнала на пультовое табло при наличии в масле двигателя стружки. Сигнализатор состоит из корпуса и пакета. Корпус имеет штуцера подвода и отвода масла, контактную систему, вилку соединителя. Пакет состоит из крышки и датчика.
Датчик представляет собой набор изолированных друг от друга пластин, является чувствительным элементом сигнализатора. Появившаяся в масле стружка заполняет зазоры между пластинами датчика и электроцепь СНС замыкаетя. Включается сигнальное табло "СТРУЖА В МАСЛЕ".
Система суфлирования - состоит из трех независимых друг от друга систем:
- системы суфлирования опор компрессоров и КПМА;
- системы суфлирования опоры турбины двигателя;
- системы суфлирования СТ.
Передняя опора суфлируется с помощью откачивающего насоса. Из насоса воздух с маслом по внешнему трубопроводу поступает в КПА.
Масляные полости средней опоры и коробки приводов суфлируются с помощью центробежного суфлера. Суфлер с рабочим колесом лопаточного типа расположен в КПА. Проходя через крыльчатку суфлера, воздух очищается от масла и затем с помощью эжектора сбрасывается в тракт в зоне свободной турбины.
В качестве активного воздуха в эжекторе используется воздух, отбираемый за компрессором высокого давления.
Масляные полости опоры турбины и свободной турбины двигателя суфлируются с помощью суфлеров, расположенных на КПА и дополнительной КПА. Рабочие колеса этих суфлеров имеют сотовую конструкцию. Воздух после выхода из суфлеров сбрасывается в статический маслоуловитель системы маслообеспечения. А масло, отделенное в суфлерах от воздуха откачивается насосами в магистраль маслосистемы двигателя. Суфлеры опоры турбины и свободной турбины скомпонованы вместе с насосами откачки.
В маслоуловителе, расположенном на крышке маслобака двигателя, масло, оседая на стенках, стекает в маслобак, а воздух по трубопроводу отводится в атмосферу.
Масляный бак суфлируется в атмосферу внешним трубопроводом.
2.16. Система отбора воздуха
В конструкции двигателя предусмотрены устройства для отбора воздуха от компрессора высокого давления для противообледенительной системы двигателя и на нужды ГПА.
От компрессора низкого давления отбирается воздух на обогрев воздухоочистительного устройства ГПА.
В конструкции двигателя предусмотрены труба перепуска воздуха из компрессора высокого давления и воздухопровод подвода горячего воздуха на обогрев корпуса передней опоры.
Кроме устройств системы отборов воздуха в конструкции имеются устройства для подвода газа к стартеру для его раскрутки при запуске двигателя, трубопровод для сброса газа из стартера.
Устройства для отбора воздуха от двигателя включают:
- воздухопровод к противообледенительной системе и на нужды ГПА;
- воздухопровод обогрева ВОУ ГПА;
- патрубок перепуска воздуха из компрессора.
Все устройства отбора воздуха включают в себя трубопроводы, подсоединительные фланцы, патрубки, компенсирующие сильфоны, гибкие металлические рукава, компенсаторы и т.п.
В соединениях трубопроводов применяются следующие виды соединений:
- фланцевое с хомутами для крепления к агрегатам и крепления воздухопроводов между собой;
- сферическое с накидной гайкой и регулировочной муфтой для удобства монтажа;
- телескопическое для компенсации термических расширений;
- фланцевое с болтовым креплением.
Трубопроводы закреплены на двигателе с помощью хомутов и кронштейнов. Воздух в противообледенительную систему отбирается за Х ступенью компрессора высокого давления.
К боковому фланцу подсоединяется воздухопровод подвода воздуха на нужды ГПА.
К фланцу на ресивере 1У ступени КНД подсоединяется воздухопровод отбора воздуха для обогрева ВОУ ГПА.
Воздухопровод противообледенительной системы снабжен заслонкой, открывающей или закрывающей проходное сечение. При эксплуатации двигателя в условиях низких температур и большой влажности, а также при близких к 0°С плюсовых температурах (+5°С и ниже) возможно обледенение во входных устройствах двигателя.
Образование льда уменьшает расход воздуха и может привести к помпажу. При разрушении корки льда куски его могут вызвать повреждение лопаток компрессора.
Для предотвращения обледенения входных устройств производят отбор воздуха за Х ступенью компрессора с температурой 250...300°С и давлением 6…10 кгс/см2.
Включение системы противообледенения производится вручную с пульта управления при получении сигнала с датчика сигнализации льда.
Горячий воздух по трубопроводу через открытую заслонку попадает в ресивер ВНА и далее во внутренние каналы лопаток ВНА, обогревая входные кромки лопаток. Выходя из щелей между дефлектором и лопаткой, попадает на профиль лопатки со стороны корыта, обогревает перо лопаток и затем смешивается с общим потоком. Одновременно горячий воздух по каналам в лопатках ВНА направляется на обогрев входного кока.
Открытие и закрытие заслонки определяется по электрической сигнализации на пульте управления.
Воздухопровод подвода воэдуха на нужды ГПА крепится к боковому фланцу крестовины противообледенительной системы, т.е. воздух также отбирается из-за Х ступени КВД. Воздухопровод представляет собой стальные трубы диаметром 80 мм, обмотанные теплой изолирующей обмоткой также, как и воздухопровод против обле-денительной системы.
Воздухопровод обогрева ВОУ - расположен в правой части двигателя, крепится к фланцу на ресивере 1У ступени КНД одним концом, а другим - болтами к кронштейну на раме газогенератора.
Воздухопровод обогрева корпуса передней опоры расположен в левой части двигателя и предназначен для подачи горячего воздуха наобогрев передней опоры. Обогрев осуществляется перед запуском двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Воздух подводится от ранее запущенного двигателя через лопатки входного направляющего аппарата.
Воздухопровод сделан из стальной трубы и стального литого патрубка диаметром 50 мм. Соединение патрубка с ВНА и кронштейном на раме ГГ фланцевое.
Патрубок перепуска воздуха из компрессора - предназначен для сброса воздуха из ресивера при открытых клапанах перепуска воздуха из компрессора в атмосферу. Патрубок стальной, сварной конструкции, расположен на ресивере компрессора ВД, соединен с фланцем на ресивере болтами.
Трубопровод подвода газа к стартеру при запуске двигателя обеспечивает подвод природного газа с давлением 3...4,5 кгс/см2 к стартеру для раскрутки ротора каскада высокого давления.
Трубопровод выполнен из отдельных стальных патрубков. Соединение отдель-ных элементов трубопроводов - фланцевое под хомуты в стыках со стартером и на входе пода-чи газа к стартеру, сферическое с накидными гайками в соединении с компенсатором.
Крепление трубопровода к раме ГГ - фланцевое.
Трубопровод сброса газа из стартера в трубопровод системы ГПА сделан из двух отдельных стальных патрубков, соединенных между собой через гибкий термостойкий соединительный патрубок.
В этот трубопровод сбрасывается также газ из регулятора стартера и из стопорного клапана.
2.17. Кинематическая схема двигателя
В конструкции двигателя предусмотрены приводы к агрегатам систем, которые обслуживают двигатель. Вращение приводов осуществляется системой передач (рис. 21).
От роторов газогенератора и ротора силовой турбины осуществляются следующие передачи:
1. От ротора компрессора низкого давления:
- к приводу регулятора оборотов РО-16;
- к индукторам датчиков частоты вращения ДЧВ-2500;
- к откачивающему маслонасосу передней опоры.
2. От ротора высокого давления через центральный привод, расположенный в средней опоре:
- к приводу нагнетающего насоса силовой турбины;
- к приводу суфлера и насосов опоры силовой турбины;
- индуктору датчиков частоты вращения ДЧВ-2500 и ДТА-10Е;
- к приводу суфлера опор компрессоров;
- к приводу нагнетающего и подкачивающего насосов газогенератора;
- к приводу центрифуги и откачивающего насоса;
- к приводу ручной прокрутки ротора высокого давления;
- к приводу стартера;
- к приводу насоса "888" маслосистемы системы автоматического регулирования.
3. От ротора силовой турбины:
- к приводу ограничителя оборотов СТ (ОГСТ) или ОГ16;
- к индуктору датчика частоты вращения силовой турбины ДЧВ-2500.
Детали центрального привода располагаются внутри средней опоры.
От центрального привода вращение к агрегатам передается через шестерни коробки приводов. Коробки приводов смонтированы на средней опоре. Агрегаты располагаются на коробках приводов.
2.18. Электрооборудование двигателя (рис. 22)
В электрооборудование двигателя входят термопары, приемники температуры, датчики вибрации и давлений, концевые выключатели, свечи зажигания, агрегат зажигания, клапаны электромагнитные, датчики частоты вращения, электромагниты, микропереключатели, провода жгутов и различные соединители.
Все электрические агрегаты двигателя соединены с аппаратурой газоперекачивающего агрегата электропроводкой, которая выведена на выходные соединители 1К, 2К, 4К, 5К, 1Р, 2Р, ЗР, 4Р. Выходные соединители крепятся на двух щитках, расположенных на стыке направляющего аппарата I ступени с рабочим кольцом П ступени справа от нижнего нуля (смотреть со стороны СТ). На щитках нанесена дополнительная маркировка "30", "31", "32", "33", "34", "35", "39", "44", соответствующая выходным соединителям газоперекачивающего агрегата.
Соединение электропроводки газогенератора с электропроводкой свободной турбины осуществляется через промежуточные соединители, которые установлены на щитке, расположенном на стыке проставки с задней оболочкой свободной турбины, вправа от "нижнего нуля" и маркированы "1КВ", "2КВ", "2РС", "4КС".
В связи с высокой температурой в районе свечей зажигания провода и контактные устройства в этом районе охлаждаются воздухом.
3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ НК –16 СТ
3.1. Подготовка двигателя к запуску
Раздел включает в себя содержание основных операций и технических требований при подготовке к запуску вновь установленного двигателя или двигателя после длительного хранения в составе ГПА.
Для обычного рядового пуска эксплуатируемого двигателя перечень подготовительных операций ограничивается выполнением пунктов 4.1.9 ...4.1.18.
При подготовке двигателя к работе необходимо выполнить следующее:
3.1.1.Проверить надежность крепления двигателя и подмоторной раме и крепления подмоторной рамы к раме турбоблока.
3.1.2. Проверьте установку фиксатора силовой турбины в рабочее положение и гарантийных размеров между корпусом СТ и выхлопной улиткой (рис. 23).
3.1.3. Проверьте наличие зазоров между торцами стопорных болтов и корпусом опоры СТ с двух сторон (слева и справа). Зазор должен быть 10...15 мм.
3.1.4. Проверьте отсутствие транспортировочной тяги, установленной между рамой и задней подвеской ГГ.
3.1.5. Проверьте внешним осмотром обвязку двигателя трубопроводами, импульсными трубками замеров, жгутами кабельного плана и крепление их на двигателе.
3.1.6. Проверьте величину уступов по уплотнениям входного коллектора двигателя. Допускается величина уступов по потоку до 3 мм, против потока - до I мм. При превышении указанных величин отцентруйте коллектор относительно двигателя по документации ГПА.
3.1.7. Осмотрите внутреннюю полость выхлопной улитки на отсутствие посторонних предметов. Осмотрите лопатки СТ.
3.1.8. Проверьте демонтаж технологических заглушек со штуцера "Рн" на агрегате ДГ и с патрубка эжектора на агрегате РО.
3.1.9. Выполните перестройку регулятора частоты вращения ротора НД до положения
"РО мах», а затем до положения "РО мин". Перестройку контролируйте по загоранию сигнальных ламп на пульте управления.
3.1.10. Выполните осмотр ВОУ и всасывающей камеры на отсутствие посторонних предметов.
Необходимо помнить, что осмотр входного канала надо выполнять в чистой обуви и в специальной одежде без карманов и наружных пуговиц.
3.1.11. Осмотрите входной канал, ВНА, кок, лопатки рабочего колеса I ступени компрессора НД. Убедитесь в том, что на лопатках ВНА и рабочего колеса I ступени компрессора НД нет внешних повреждений, а во входном канале нет посторонних предметов. При обнаружении забоин на лопатках руководствуйтесь требованиями РТЭ, изложенными в разделе "Техническое обслуживание".
3.1.12. Прокрутите ротор НД за лопатки рабочего колеса I ступени компрессора НД и ротор ВД за привод ручной прокрутки рукояткой из ЗИП, прилагаемого к двигателям. При прокрутке роторов обратите внимание на свободное вращение, отсутствие заеданий и постороннего щума. Роторы прокрутите не менее, чем на один оборот. При прокрутке ротора ВД руководствуйтесь следующими требованиями:
а) наденьте рукоятку на квадрат привода ручной прокрутки;
б) прокрутите рукоятку на 25 оборотов по часовой стрелке;
ПРИМЕЧАНИЕ. Привод ручной прокрутки войдет в зацепление с храповой муфтой после 3-х оборотов рукоятки, оставшиеся 22 оборота рукоятки соответствуют одному обороту ротора ВД;
в) для вывода храповой муфты привода из зацепления поверните рукоятку против часовой стрелки не менее, чем на четыре оборота;
г) снимите рукоятку.
3.1.13. Проверьте заправку маслобака и рабочее положение запорной арматуры в системе маслообеспечения двигателя.
3.1.14. Проверьте температуру масла на входе в переднюю опору двигателя (дол-жна быть не ниже +5 °С) и температуру масла в маслобаке (должна быть не ниже +15 °С).
3.1.15. Проверьте настройку величины давления пускового газа (должно быть 23...25 кгс/см2).
3.1.16. Подайте питание и проверьте напряжение постоянного тока в сети САУ ГПА (должно быть 27В +_10 %).
3.1.17. Проверьте исправность сигнальных ламп на пульте управления по документации ГПА.
3.1.18. Проверьте подсоединение прибора и систем контроля. Осмотрите визуально блоки систем СПО-2Р, ЭПС-12-1, РТ-12-9А, ИВ-Д-Пф-2 на отсутствие внешних повреждений, надежность крепления блоков, отсутствие качки соединителей кабельных жгутов и наличие контровок соединителей.
Проверьте функционирование аппаратуры с помощью систем встроенного контроля СПО-2Р, ЭСП-12-1, РТ-12-9А, ИВ-Д-Пф-2 и работу датчиков контроля двигателя.
Проверку выполнить следующим образом:
СПО-2Р
На неработающем двигателе рекомендуется проверять сигнализатор СПО-2Р генератором частоты с выходным напряжением 2...10В и частотой 400 Гц. Данный сигнал подается на контакты 7 и 6 или 9 и 10 соединителя Х "2Р" (ПОСТ 2Р см. рис. 22). При этом должна включаться в САУ ГПА сигнализация "nст опасн.".
Контроль исправности сигнализатора на работающем двигателе осуществлять на режиме прогрева встроенным контролем, управляемым от САУ ГПА.
РТ-12-9А
Контроль исправности регулятора осуществляется как на работающем, так и на остановленном двигателе встроенным контролем, управляемым от САУ ГПА.
ИВ-Д-Пф2
В аппаратуре предусмотрены системы встроенного контроля:
- система контроля канала измерения виброскорости;
- система контроля индикаторной части канала частоты вращения;
- система контроля индикаторной части канала виброскорости.
Включение системы контроля канала измерения виброскорости выполняйте нажатием кнопки, расположенной на панели САУ ГПА. При этом от входов трех каналов отключаются сигналы датчиков вибраций и подается сигнал генератора блока БЭ-38-2. При исправной аппаратуре показания индикатора виброскорости находятся в пределах 75... 95 мм/с и табло " Вибрация выше норм", "Вибрация опасная" включены.
Включение системы контроля индикаторной части канала виброскорости выпол-ните нажитием копки "Контроль", расположенной ниже табло "мм/с". При исправной индикаторной части аппаратуры показание индикатора должно соответствовать значению 95...99 мм/с.
Включение системы контроля индикаторной части канала частоты вращения производится нажатием кнопки "Контроль" (на панели блока БЭ-39-2) проверяемого канала (НД, ВД, СТ). При этом показание цифрового табло при времени измерения Iс составляет 512 ±1 Гц.
3.1.19. Установите переключатель " Режим работы" в положение "Холодная прокрутка". После загорания табло " Готов к пуску" - двигатель готов к холодной прокрутке.
3.2. Проведение холодной прокрутки и горячего запуска
3.2.1. Холодная прокрутка двигателя выполняется для заполнения системы смазки и САР двигателя маслом, продувки газовоздушного тракта двигателя, проверки отсутствия постороннего шума в двигателе при вращении на выбеге роторов и окончательной проверки готовности всех систем к работе.
После нажатия кнопки " Пуск" холодная прокрутка осуществляется автоматически БАЗом двигателя по алгоритму холодной прокрутки (рис. 24) САУ ГПА.
Прокрутка длится 100с, после чего стартер выключается.
В процессе холодной прокрутки проконтролируйте следующее:
а) частоту вращения ротора ВД которая должна быть не менее 1300 об/мин,
б) частоту вращения ротора НД, должна быть не менее 350 об/мин;
в) давление масла на входе в двигатель, должно быть более 0,6 кгс/см2;
г) давление масла на входе в СТ, должно быть более 0,2 кгс/см2;
д) давление пускового газа, должно быть 3...4,5 кгс/см2;
е) положение РНА и КПВ: РНА должен быть прикрыт, КПВ - открыт;
ж) выбег ротора НД с частоты вращения ротора ВД =1000 об/мин, должен быть не менее 80с;
з) на слух отсутствие в двигателе на выбеге посторонних, не свойственных ему шумов.
Возникновение посторонних шумов свидетельствует о наличии дефекта, без выявления причин и устранения которого запуск двигателя не разрешается.
После выполнения холодных прокруток осмотрите двигатель (агрегаты, трубопроводы) на отсутствие течи масла. Выявленные дефекты устранить.
После устранения дефектов, если таковые были, двигатель подготовлен к горячему запуску для работы в "Кольцо" или "Магистраль".
3.2.2. Горячий запуск двигателя. Установите переключатель " Режим работы" в положение "Кольцо" и нажмите на кнопку "Пуск". С момента загорания табло " БАЗ работает" запуск двигателя производится автоматически по циклограмме, заложенной в блоке автоматического запуска (рис. 24). Он же осуществляет контроль параметров двигателя на запуске и в случае их несоответствия ТУ выдает команду на аварийное выключение двигателя.
Несмотря на это, машинист обязан прекратить запуск двигателя нажатием на кнопку аварийного останова в следующих случаях:
а) отсутствие роста температуры газов перед СТ через 70с после загорания табло
"БАЗ РАБОТАЕТ";
б) резкое повышение температуры газов перед СТ выше 500 °С и отсутствие роста оборотов ротора НД;
в) незакрытие КПВ на режиме прогрева Пвд=5800 об/мин;
г) пожар в отсеке двигателя.
После достижения ротором ВД частоты вращения 5800 об/мин гаснет табло "БАЗ работает". С этого момента происходит прогрев двигателя в течение 5 мин.
После окончания прогрева гаснет табло " Пуск" и загорается табло "Кольцо".
ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ НЕУДАВШЕГОСЯ ЗАПУСКА ОЧЕРЕДНОЙ ЗАПУСК ВЫПОЛНЯЙТЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ПРОКРУТКИ.
После загорания табло" Кольцо" двигатель готов для вывода ГПА в "МАГИСТРАЛЬ", т.е. разрешается увеличение режима работы двигателя до необходимых оборотов СТ и загрузки его в трассу.
3.3. Работа автоматики двигателя при ХП и ГЗ во взаимодействии с САУ ГПА
4.3.I. Предпусковые условия
Перед выполнением холодной прокрутки двигателя или запуском должны быть выполнены следующие предпусковые условия по системам двигателя:
- уровень в маслобаке двигателя - в норме;
- наличие напряжений - поданы;
- температура масла в маслобаке двигателя >или= 15 °С;
- температура масла на входе в переднюю опору двигателя >или= 5,0 °С;
- стопорный клапан - закрыт;
- клапан на линии подпитки двигателя маслом - открыт.
Предпусковые условия для двигателя контролируются САУ.
3.3.2. Холодная прокрутка (рис, 24)
По команде " холодная прокрутка" САУ ГПА подает +27В на регулятор оборотов двигателя РО-16 для перестройки его в положение минимальных оборотов ("РЧВ ниже") и включает индикацию "холодная прокрутка" на пульте управления (стойка УПИ).
После контроля положения " РЧВ ниже" и выполненных предупусковых условий включается индикация на пульте "Готов к пуску" и подается команда "Пуск". По этой команде выполняются операции алгоритма запуска (включается ПНС, ПНУ) и подается питание +27В на БАЗ-16. Включение БАЗ-16 в работу происходит только после открытия крана № 11 и закрытия крана № 10. Вступление БАЗ-16 в работу сопровождается включением индикации на пульте "БАЗ работает", БАЗ-16 подает питание на электромагниты Эср, Эпт дозатора газа, и они удерживают дозатор в закрытом положении.
Одновременно БАЗ-16 включает электромеханизм стартера на открытие пусковой заслонки и подает питание на электромагнит регулирующей заслонки стартера.
Пусковой газ вращает турбину стартера, которая раскручивает ротор высокого давления двигателя. При этом роторы низкого давления и силовой турбины могут быть неподвижны или вращаться небольшим числом оборотов в минуту.
Холодная прокрутка длится 100 сек, после чего БАЗ-16 отключает электромагниты дозатора газа, стартера и включает электромеханизм стартера на закрытие подачи пускового газа. Одновременно происходит отключение питаня БАЗ-16 и индикации "БАЗ работает" и выполняются другие функции САУ ГПА.
3.3.3. Автоматический пуск
При автоматическом пуске газоперекачивающего агрегата различаются две стадии.
Первая - выполнение пусковых операций по командам САУ ГПА, предшествующих запуску двигателя, одной из которых является открытие стопорного клапана на линии подачи топливного газа к двигателю.
Второй - запуск двигателя, выполняемый по командам и под контролем блока автоматического запуска БАЗ-16.
В случае выполнения всех команд САУ ГПА в процессе автоматического пуска
станционным и агрегатным оборудованием в САУ формируется команда на включение БАЗ-16.
БАЗ-16 контролирует, чтобы перед подачей пускового газа в стартер ротор ВД имел обороты не выше 500 об/мин и выдает следующие команды:
- включение индикации "БАЗ работает" на пульте управления;
- включение электромеханизма на открытие заслонки стартера;
- включение электромагнита стартера;
- перестройка регулятора температуры на 570°С;
- включение электромагнита Эср на дозаторе ДГ-16;
- включение электромагнита Эпт на дозаторе ДГ-16.
Через 50 сек с начала работы БАЗ-16 в случае раскрутки ротора ВД стартером до оборотов не менее 1300 об/мин и нахождения КПВ (клапанов перепуска воздуха на двигателе) и РНА (регулируемого направляющего аппарата) в пусковом положении БАЗ-16 подает команды на включение электромагнитных клапанов пускового топлива и зажигания. При частоте вращения менее 1300 об/мин БАЗ-16 выдает команду в САУ ГПА на аварийный останов «несоответствие n вд».
Пусковое топливо, отбираемое перед турбиной стартера, по трубопроводу подводится к фильтру пускового топлива (ФПТ) и затем в блоке электромагнитных клапанов распределяется на два воспламенителя.
Агрегат зажигания КНПС-22 подает напряжение на свечи зажигания СПН-4-3-Т, установленные в воспламенителях.
Через 10с после включения зажигания (через 60с после начала работы БАЗ-16) отключается по команде с БАЗ-16 питание с электроманита автомата запуска Эср. Автомат запуска дозатора газа начинает подавать топливный газ в камеру сгорания, плавно увеличивая его расход. Происходит воспламенение топлива в камере сгорания и нарастание частоты вращения роторов двигателя.
При достижении частоты вращения ротора ВД 2600 об/мин БАЗ-16 отключает электромагнит стартера, управляющий регулирующей заслонкой, включает электромеханизм стартера на закрытие пусковой заслонки, отключает электромагниты блока клапанов, перекрывая подачу пускового топлива, отключает зажигание. На дозаторе газа отключает питание на электромагнит Эпт, тем самым обеспечивает подачу газа в камеру сгорания через основные дозирующие иглы ДГ-16. Достижение оборотов ротора ВД 2600 об/мин должно произойти не позже, чем через 100 сек после начала работы БАЗ-16. В противном случае БАЗ-16 выдает команду в САУ ГПА на аварийный останов " несоответствие Пвд". Открытие основных дозаторов увеличивает расход топливного газа и обеспечивает дальнейший рост оборотов двигателя. В течение 50 сек после отключения стартера (после достижения Пвд=2600 об/мин) обороты ротора ВД должны достигнуть 4400 об/мин, а регулируемый направляющий аппарат компрессора должен перестроиться в рабочее положение. В противном случае произойдет аварийный останов.
При условии, что n вд более 4400 об/мин и РНА в рабочем положении на 50-й сек после отключения стартера БАЗ-16 производит повторное включение зажигания (для восстановления работоспособности свечей) и подает команду на увеличение режима работы с помощью регулятора оборотов РО-16.
Регулятор оборотов, управляя давлением масла в сильфонных полостях дозатора газа, увеличивает расход топливного газа, тем самым повышает обороты двигателя.
При достижении частоты вращения ротора ВД 5800 об/мин по команде БАЗ-16 Р0-16 прекращает воздействие на ДГ-16 по увеличению режима, регулятор температуры РТ-12 перестраивается на рабочий уровень контроля опасной температуры 650°С перед турбиной СТ.
Контроль достижения Пвд ==5800 об/мин производится БАЗ-16 через 100с после отключения стартера.
При выполнении всех перечисленных условий запуска САУ ГПА после задержки 2с отключает индикацию "БАЗ работает" и снимает питание 27 В с БАЗ-16.
Изменение параметров двигателя наглядно демонстирует рис. 26, где:
- Пвд - обороты ВД;
- Тг ст- температура газов перед турбиной СТ;
- Ртг - давление топливного газа в коллекторе камеры сгорания, т.е. перед форсунками;
- Рж7 - давление масла за жиклером Ж7 ДГ-16;
- Рж2 - давление масла за жиклером Ж2 ДГ16;
- Рм сар - рабочее давление масла в системе автоматического регулирования;
- Рм сл - сливное давление масла в системе автоматического регулирования;
- t тек - текущее время запуска.
3.3.4. Работа БАЗа по его принципиальной электрической схеме (рис. 27)
3.3.4.1. Холодная прокрутка
После установки оператором переключателя режимов в положение "холодная прокрутка" и нажатии кнопки "Пуск" начинается автоматическое выполнение последовательных операций по подготовке и проведению холодной прокрутки двигателя. С нажатием кнопки " Пуск" САУ ГПА падает напряжением +27В в адрес БАЗа XI:3. БАЗ запитан и готов к работе. В соответствие с алгоритмом при открытии крана № 11САУ ГПА выдает команду в течении 3 сек на запуск БАЗа. По схеме это замыкание контактов 1-2 (XI) , т.е. команда "БАЗ II". При замыкании этих контактов сигнал +27В проходит на реле К1 через нормально замкнутый контакт "5-7" устройства по частоте вращения А1. Реле К1 срабатывает и замыкаются следующие контакты: "5-6" - через них запитывается реле К1 по другой ветви, через нормально замкнутый контакт команды "останов", минуя устройство А1. Поэтому после снятия сигнала "БАЗ-П" через 3 сек реле К1 остается запитанным.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если обороты ротора ВД на момент запуска "БАЗа" будут500 об/мин, контакт "4-7" устройства А1 будет разомкнут, реле К1 не сработает и БАЗ в работу не включится.
"2-3" - через эти контакты включится временное устройство АЗ. "11-12" - в САУ ГПА выдается сигнал "БАЗ работает" и на стойке УПИ включается одноименная индикация. "8-9" - запитывается эл.магнит Эср автомата запуска дозатора газа.
При замыкании контактов "5-6" реле А1 сигнал +27В проходит на реле К13 (через нормально замкнутые контакты 11-10 реле КЗ), реле срабатывает, замыкаются его контакты "5-6" , через которые подается сигнал на эл.магнит воздушного стартера "8-9" на эл. магнит "Эср" дозатора газа и "2-3" - на электромеханизм воздушного стартера на "открытие" заслонки. Вступает в работу воздушный стартер, раскручивая ротор ВД. Идет холодная прокрутка двигателя.
По истечении 100 сек САУ ГПА в соответствии с алгоритмом ХП подает команду в БА316 на останов размыканием его контакта "останов двигателя". Реле К1 обесточивается, его контакты "5-6" "2-3", "11-12" , "8-9" размыкаются. При размыкании контактов "5-6" обесточивается реле К13. Как следствие - размыкаются контакты "2-3" и замыкаются контакты "1-2" на электромеханизм стартера подается команда +27В на "закрытие" воздушной заслонки. Стартер выключается, гаснет индикация "БАЗ работает" на стойке УПИ, холодная прокрутка двигателя закончилась.
3.3.4.2. Горячий запуск
После выбора оператором режима работы " кольцо" и нажатии кнопки "пуск" начинается автоматическое выполнение последовательности операций по подготовке и проведению горячего запуска. В соответствии с алгоритмом по команде "Пуск" САУ ГПА подает питание +27В в БА316 в адрес Х1:3 и замыкает контакты "7-8" (Х1), т.е. подается первая команда на запуск БАЗа - команда "БА3 1".
По этой команде срабатывает реле К19 и замыкаются его контакты 2-3, 11-12, 8-9, 17-18, 14-15. При замыкании контактов: 2-3, 8-9 -подготавливаются цепи питания к устройствам команд по частоте вращения А1, А2, и времени А4. 11-12 - срабатывает реле К14 через нормальные замкнутые контакты. 2-3 устройства А3. 17-18 - вместе с замкнутыми контактами 2-3 реле К14 формируется цепь прохождения команд с датчика ССК (сигнализатора перепада давления утечки топливного газа ) в САУ ГПА через БАЗ 16.
14-15 - подается команда с БАЗа на регулятор температуры РТ12 для перестройки его порога срабатывания с t г ст =650град.С на t г ст =570 °С ( на период запуска).
ПРИМЕЧАНИЕ. В случае, если любой из агрегатов механизации компресора РНА или КПВ будет находиться не в пусковом положении, срабатывают реле К21 или К20, замкнутся соответственно контакты 2-3, 5-6 (К21) и К-6 (К20). Поскольку цепи, в которых эти контакты установлены, остаются еще не замкнутыми, сигналы по ним не формируются и положение этих агрегатов (пусковое или рабочее) для БАЗа и САУ ГПА безразлично.
После того, как будут выполнены все операции по "технологии", предусмотренные алгоритмом горячего запуска (перестановки кранов, заполнение контура технологическим газом и др.) САУ ГПА одновременно с открытым краном № II линии пускового газа подает вторую команду (+27В) длительностью 3 сек на запуск БАЗа. По схеме это команда "БАЗП", по которой замыкаются контакты 1-2 (разъема XI).
При замыкании этих контактов напряжение +27В через нормально замкнутые контакты 5-7 ("500") устройства команд по частоте вращения А1 подается на реле К1, при срабатывании которого замыкаются следующие контакты:
5-6 - по которым реле К1 запитывается по другой ветви – через нормально замкнутый контакт "команда останов" (контакты 5-6 разъема XI), минуя устройство А1, и подается команда на срабатывание реле К13 черна замкнутые контакты 11-10 реле КЗ.
ПРИМЕЧАНИЕ: При оборотах ротора ВД в момент запуска БАЗа Пвд > или=500об/мин контакты 5-7 («500») устройства А1 будут разомкнуты и БАЗ в работу не вступит.
2-3 - замыкание этих контактов сформировывается цепь включения в работу устройств А1, А2, АЗ и подготавливается цепь для включения в работу устройства команд нового времени А4;
14-15 - для подготовки цепи срабатывания реле К12;
11-12 - для выдачи сигнала в САУ ГПА о вступлении БАЗа в работу. На стойке УПИ (пульте) включается индикация "БАЗ работает"
8-9 - подается напряжение +27В на эл.магнит автомата запуска ДГ-16.
При срабатывании реле К13 замыкаются его контакты 2-3, 5-6 и 8-9 и по сформированным ими цепям подается напряжение +27В соответственно на электромеханизм стартера - открытие, на электромагнит стартера и электромагнит основного топлива ДГ-16. Пусковая заслонка стартера открывается, идет раскрутка стартером ротора ВД, т.е. холодная прокрутка двигателя с отсчетом времени устройством АЗ.
На 50 сек: в устройстве команд по времени АЗ размыкаются контакты 2-3 и замыкаются контакты 2-4. Цепь разрывается, и реле К14 возвращается в исходное положение. Размыкаются его контакты 2-3 и с этого момента сигнал о негерметичности дозатора газа (с датчика ССК) перестает поступать в САУ ГПА через БАЗ.
При условии, если сработает реле К2 и замкнутся его контакты 5-6 (что произойдет при наборе оборотов ВД равных 1300 об/мин см.контакты 2-4 "1300" устройства А1) и РНА и КПВ будут находиться в пусковом положении (в пусковом положении КПВ и РНА сработают реле К20 и К21, замкнув свои контакты 5-6 цепи реле К7) сработает реле К7. Контакты его 2-3, 5-6, 8-9, 11-12 замкнутся и сигнал +27В поступит на агрегат зажигания, электромагниты блока клапанов пускового топлива. В камере сгорания начнут работать воспламенители.
В случае, если КПВ или РНА будут находиться не в пусковом положении на момент Пвд =1300 об/мин, то не сработает соответствущее реле К20 или К21 и не разомкнутся его контакты 1-2. Тогда цепь реле К6 будет замкнутой, реле сработает и контактами 2-3 сформирует цепь реле К16, которое также сработает и при замыкании его контактов 5-6 в САУ ГПА пойдет положительный сигнал о несоответствии КПВ или РНА пусковому положению. САУ ГПА произведет аварийный останов двигателя.
В соответствии с алгоритмом аварийного останова САУ ГПА размыкает контакты 5-6 разъема XI и реле К1 обесточится, его контакты разомкнутся, разорвав другие цепи, сформированные в процессе работы БАЗа и двигателя.
В конечном итоге обесточится реле К13, замкнутся контакты 1-2 и на стартер будет подано напряжение +27В на закрытие пусковой заслонки.
Для надежности обесточивания реле К1 БАЗ собственно сформирует команду на его обесточивание с помощью срабатывания реле К16. Реле К16 размыкает свои контакты 1-2 в цепи реле К16.
На 60 сек: Замкнутся контакты 5-7 ("60") устройства АЗ. В этой цепи сработает реле К8, разомкнет свои контакты 4-5, тем самым снимается питание +27В с эл.магнита " Эср" ДГ-16. Открывается игла автомата запуска, топливный газ поступает в камеру сгорания, начинается розжиг.
ПРИМЕЧАНИЕ: После открытия иглы автомата запуска и поступившего в коллектор камеры сгорания газа сработает датчик ССК. Контакты его разомкнутся и в САУ ГПА, минуя, как уже выше было сказано, БАЗ, будет поступать сигнал об утечке топливного газа. Этот сигнал можно использовать для информации об открытии ДГ16 с выводом этой информации на стойку УПИ.
На 100 сек. Замыкаются контакты 9-11 («100») устройства АЗ и если к этому време-ни обороты ротора ВД не достигнут 2600 об/мин (контакты 4-5 реле КЗ не разомкнутся), сработает реле К9, замкнув контакты 2-3 цепи реле К17. Это реле сработает, замкнув свои контакты 5-6. В САУ ГПА будет выдан сигнал о несоответствии оборотов ВД 2600 об/мин.
Если к 100 сек. ротор ВД раскрутится до заданных алгоритмом оборотов 2600, реле КЗ будет разомкнуто и сигнала о несоответствии оборотов не будет, запуск продолжается.
При достижении оборотов ВД = 4400 об/мин
Замыкаются контакты 13-15 («4400») устройства А1. Срабатывает реле К4, замыкаются его контакты 2-3, подготавливая цепь для замыкания реле К11, и 5-6 для прохождения команды в САУ ГПА о наборе оборотов двигателя П вд = 4400 об/мин.
50 сек нового времени: замыкаются контакты 2-4 «50») в устройстве А4. При достижении оборотов П вд=4400 об/мин (замыкаются контакты 2-3 реле К4) цепь реле К11 будет замкнута и реле сработает (при условии также, что контакты 11-10 реле К20 остаются замкнутыми что соответствует рабочему положению РНА).
При срабатывании реле К11 замыкаются его контакты 11-12 и на электромеханизм РО16 подается напряжение +27В на увеличение режима. На пульте оператора о начале работы элвктромеханизма свидетельствует отключение индикации «РЧВ ниже».
Если к 50 сек РНА не переложится в рабочее положение, то цепь реле К11 будет разомкнута контактами 11-10 реле К21, и сигнал теперь поступит через замкнутые контакты 3-2 реле К21 на реле К6. При замыкании контактов 2-3 реле К6 сработает реле К16, по цепи замкнутых контактов которого 5-6 поступит сигнал в САУ ГПА о "несоответствии положения РНА и КПВ".
При срабатывании реле К16 обесточится реле К1, что, как указано ранее, приведет к АО двигателя и отключению БАЗа.
Если к 50 сек не будет достигнуты обороты Пвд ==4400 об/мин, то контакты 13-15 («4400») устройства А1 не замкнутся, реле К4 не сработает, его контакты 2-3 не будут замкнуты, и сигнал пойдет через контакты 1-2, что приведет к срабатыванию реле К9. Его контакты 2-3 замкнутся, сработает реле К17, обесточится реле К1 и далее следует АО двигателя. В САУ ГПА через контакты 5-6 реле К17 пойдет сигнал о несоответствии оборотов 4400 об/мин.
При достижении оборотов ВД = 5800 об/мин
Сработает реле К5 и через замкнутые его контакты 2-3 подается сигнал на, реле К15, при срабатывании которого замыкаются контакты 1-2 и 2-3.
При замыкании первых БАЗ отключается, т.к. его реле К1 возвращает свои контакты в исходное предпусковое положение.
При замыкании контактов 2-3 в САУ ГПА выдается сигнал "Запуск закончен" и на стойке УПИ выключается индикация "БАЗ работает". При отключении БАЗа размыкаются контакты 14-15 К19, сигнал на перестройку прибора РТ-12 (регулятор температуры t г ст) снимается.
На 100 сек нового времени: Замыкаются контакты 9-11 ("100") устройства А4 и
напряжение +27В подается на реле К9.
Реле срабатывает, замыкаются его контакты 2-3, что приводит к срабатыванию реле К17. Контакты этого реле 1-2 размыкаются и разрывают цепь реле К1. Реле К1, возвращаясь в исходное предпусковое положение, приводит, как уже выше описано, к отключению стартера и других операций по прекращению запуска. По контактам 5-6 реле К17 в САУ ГПА выдается сигнал о несоответствии оборотов ВД = 5800 об/мин.
Как правило, при нормальном запуске БАЗ отключается, т.е. двигатель выходит на режим прогрева, секунд за 20-30 до контрольного времени 100 сек. Продолжение запуска до 100 сек свидетельствует, чаще всего, о низкой настройке "малого газа" или медленной перестройке эл. механизма регулятора оборотов Р016.
3.4. Неисправности при запуске и их устранениеОтказы двигателя, вызванные внешними причинами (дефектами станционных систем, САУ ГПА)
3.4.1. Не раскручивается или плохо раскручивается ротор ВД двигателя.
Прежде всего необходимо убедиться в правильности показаний системы измерения оборотов «Турбина». Сравните показания оборотов ВД этой системы с показателями блока "БИЧ" аппаратуры измерения вибраций ИВ-Д-ПФ-2. Если показания правильные, то проверьте давление пускового газа и его стабильность при пуске. Рекомендуется провести перед очередным запуском холодную прокрутку. За давлением пускового газа непосредственно следите по манометру на щитке приборов ГПА. Давление пускового газа в процессе ХП не должно падать ниже 3 атм. При необходимости отрегулировать давление в БТПГ.
Патрубок на выходе из стартера может забиваться грязью, песком, льдом в зимнее время из-за некачественной подготовки системы пускового топлива. Это создает повышенное сопротивление за турбиной стартера, и стартер не раскручивается. В зимнее время патрубок необходимо прогреть, если это не поможет, то отстыковать и очистить от грязи, песка и посторонних предметов.
3.4.2. Самопроизвольная перестановка стопорного клапана в закрытое положение после начала работы ВС.
3.4.3. Срабатывание защиты по минимальному давлению топливного газа.
Защита срабатывает по сигналу датчика МСТ-18С, установленного на дозаторе газа ДГ-16. Этот дефект достаточно характерен для вновь пускаемых компрессорных цехов, когда не удается отстроить регулятор давления топливного газа в БТПГ на стабильную работу, без раскачки. Напомним, что давление топливного газа непосредственно перед двигателем (смотреть по манометру на щитке приборов ГПА) должно быть в пределах 23…25 атм.
3.4.4. Не открывается стопорный клапан.
Проверьте включение команды +27 В на электромагнит " МТ" стопорного клапана. Открытие стопорного клапана можно определить по характерному "глухому" звуку (удару), находясь у двери в отсек двигателя.
Для проверки срабатывания СК необходимо кроме команды +27В подать к СК и топливный газ, открыв с пульта управления кран №12.
3.4.5. Срабатывание блокировки запуска по утечке топливного газа
Блокировка (прекращение) запуска происходит по сигналу с датчика ССК, установленного на выходе из дозатора газа. Датчик срабатывает при появлении расхода газа из дозатора газа, что свидетельствует о негерметнчности игл дозатора.
Как показал опыт эксплуатации, негерметичность игл дозатора вызывается попаданием грязи между грибком и седлом игл. Для устранения этого дефекта кроме регулярной промывки игл дозатора следить за качеством подготовки топливного газа и своевременно устранять неполадки в линии очистки топливного газа.
3.4.6. Срабатывание защиты по несоответствию пусковому положение агрегатов механизации компрессора РНА или КПВ
Защита срабатывает в диапазоне оборотов ротора ВД от 1300 об/мин до 2600 об/мин.
До начала раскрутки ротора ВД стартером положение этих агрегатов допускается безразличным. По мере работы масляного насоса САР («888») и набора давления масла РНА и КПВ перестраиваются о помощью агрегатов системы регулирования АУ (РНА) и АК АУП (КПВ) в пусковое положение. Неперестройка их в пусковое положение вызвана недостаточным прогревом масла перед пуском.
Необходимо масло хорошо прогреть, чтобы дефект не повторился.
3.4.7. Срабатывание защиты по забросуt г ст (до отключения стартера)
На рис. 31 к внешним факторам, которые могут привести к забросу температуры газа перед СТ относятся: " мало давление топливного газа" и "ложное срабатывание защиты".
При давлении топливного газа ниже нормы (т.е. менее 23 атм) усилие, действующее на закрытие (прижатие) иглы автомата запуска ДГ16 меньше расчетного, и в момент открытия игла открывается раньше и резче, что обуславливает заброс топлива в камеру сгорания и, следовательно, температуры газа перед СТ.
При ложном срабатывании защиты неисправности, в основном, обнаруживается в цепях САУ ГПА.
Неисправности двигателя, вызванные собственными дефектам.
3.4.8. Наличие рабочего масла на корпусных элементах, в стыке трубопроводов, на агрегатах, обнаруженное внешним осмотром после ХП или ГЗ.
Необходимо сначала удалить масло с указанных мест. Если не удается определить место негерметичности, то нанести на предполагаемое место негерметичности меловую пудру и произведите ХП или ГЗ.
Устраните негерметичность подтяжкой крепежа соединений. При негерметичнести агрегатов САР или масляной системы по уплотнительным прокладкам, кольцам замените дефектные агрегаты.
3.4.9. Нерозжиг камеры сгорания двигателя (рис. 28)
Как видно из рисунка, нерозжиг камеры сгорания может быть по двум причинам:
- не открывается игла автомата запуска ДГ-16 или нет воспламенения пускового топлива.
Для вновь установленного двигателя наиболее вероятная причина нерозжига - неоткрытие автомата запуска дозатора газа.
Исходя из того, что двигатель уже обкатывался при приемо-сдаточных испытаниях на заводе-изготовителе, т.е. все его системы и агрегаты проверены при «горячих» пусках, предлагается следующая последовательность проверок для выяснения причины неоткрытия автомата запуска ДГ-16:
а) проверить давление топливного газа. Давление выше 25 атм может привести к неоткрытию игл дозатора, т.к. оно действует на закрытие игл. Отрегулировать давление топливного газа (контролировать по манометру на щитке приборов ГПА) Рт г=25-2 кгс/см2;
б) проверить, снимается ли питание +27В с электромагнита автомата запуска (Эср") блоком автоматического запуска (БАЗом) на 60с от момента начала раскрутки воздушного стартера (или от момента загорания табло "БАЗ работает").
Выполнить поиск неисправностей- как указано на рис.28, если питание +27В с эл.магнита " Эср" не снимается;
в) проверить давление масла САР при запуске как указано на рис.28;
г) отжать доступ к игле автомата запуска ДГ-16 по технологии обслуживания и проверять легкость хода иглы. Игла должна перемещаться под собственным весом. Если игла ходит туго, то промыть ее по технологии обслуживания;
д) повторить "горячий" запуск после выполнения работ по вышеуказанным подпунктам.
Если автомат запуска дозатора газа вновь не откроется, то поверните винт А1 на дозаторе на 0,75 оборота по часовой стрелке. Эта регулировка необходима для создания дополнительного усилия на открытие иглы с целью преодоления сил возможного прилипания (адгезии) грибка иглы к седлу, вызванного длительным хранением двигателя, или повышенного сопротивления при перемещении иглы, если она перед пуском не промывалась. После нормального запуска при первой же остановке винт А1 на ДГ-16 вернуть в исходное положение и законтрить.
3.4.10. Аварийный останов по "несоответствию nвд" (рис. 29,30) nвд < 1300 об/мин.
Если ротор ВД плохо раскручивается не по внешним причинам, то рекомендуется в первую очередь проверить наличие команды +27В на электромеханизм и эл. магнит стартера с БАЗа.
После того, как все рекомендуемые проверки по схеме будут выполнены, а стертер не работает или медленно раскручивается - замените воздушный стартер.
nвд< 2600 об/мин:
Для вновь установленного двигателя несоответствие оборотов ВД на 100с запуска в основном происходит из-за отсутствия или позднего розжига камеры сгорания.
Вторая причина - "вялый" запуск, т.е. запуск с медленным темпом набора оборотов. Темп запуска определяется производительностью дроссельного пакета Д1 ДГ-16 и расходом топлива через жиклер Ж5 ДГ-16. Поэтому надо, в первую очередь, осмотреть дроссельный пакет не засорился ли он. Далее отрегулировать расход через жиклер Ж5 по технологии отладки запуска (см. п. 3.5).
nвд < 4400 об/мин:
Контроль этих оборотов производится БАЗом на 50c нового отсчета времени (т.е. с момента отключения стартера). Основная причина недобора оборотов к этому времени - не подключаются иглы основного дозатора. Для случаев, когда иглы основного дозатора не подключаются характерно "зависание" оборотов и отсутствие перекладки РНА в рабочее положение. Здесь, необходимо выполнить не сложную разборку уэла переключателя режимов ДГ-16 для доступа к золотнику узла переключения, проверить легкость его хода от руки. Если золотник ходит туго и есть следы загрязнения, то промойте его по технологии обслуживания. Осмотрите также дроссельный пакет Д2. Засорение его приводит к медленному открытию игл основного дозатора и, следовательно, низкому темпу набора оборотов роторов НД и ВД. Другие, указанные на схеме рис.28 причнны аварийного останова по несоответствию Пвд=2600 об/мин больше, относятся к двигателям, имеющим эксплуатационную наработку.
nвд<5800 об/мин;
Для вновь установленного двигателя логически сразу проверить, выдает ли на эл. механизм РО-16 команду +27 В на увеличение режима БАЗ-16. т.к. данный БАЗ-16 не обкатывался вместе с двигателем при приемо-сдаточных испытаниях на заводе- изготовителе.
Если команда идет с БАЗа, то произведите проверку работы эл. механизма РО-16. Время перестройки эл. механизма с упора "РЧВ ниже" до упора «РЧВ выше», определяющее его работоспособность, не должно превышать 60с.
При отсутствии замечаний по работе БАЗа и РО-16 проверить настройку «малого газа» по оборотам НД. Режим «малого газа» должен быть Пнд =3400 +_100 об/мин. Если режим «малого газа» занижен - это может привести к нехватке времени перекладки эл.механизма РО-16, недобору оборотов к 100с после отключения стартера. Подрегулировку произведите по технологии отладки запуска.
3.4.11. Аварийный останов по забросу температуры (t г ст) перед турбиной СТ
До отключения воздушного стартера (рис. 31).
Кроме указанных в п. 3.4.7. внешних причин, поиск неисправности рекомендуется прежде всего искать в большом расходе топлива через жиклер Ж5 ДГ-16. Заверните винт Ж5 на 1...2 оборота по часовой стрелке (по технологии регулировки) и произведите "горячий" пуск. Если заброс t г ст повторится произведите дополнительные проверки как указано в рис. 31.
После отключения стартера (рис. 32)
Прежде всего проверьте при запуске время подключения игл основного дозатора ДГ-16. Если иглы подключаются в заданное время, то "сбейте" темп запуска после отключения стартера следующими последовательными регулировками:
а) отладьте j д от по верхнему пределу (j д от =31...32с). Это достигается регулировками винтов А7 переключателя режимов и А2 (управляющего клапана игл основного дозатора) по технологии отладки запуска (см. п. 3.5);
б) проверьте настройку "малого газа" и отрегулируйте ее по нижнему пределу (Пнд м.г. =3300 об/мин) винтом "Н" на регуляторе оборотов РО-16;
в) отрегулируйте перекладку РНА в рабочее положение на оборотах
НД =2500...2600 об/мин, т.е. по верхнему пределу;
г) произведите контрольный запуск. Если регулировки оказались неэффектив-ными, то убедитесь в легкости вращения роторов (замерьте выбег на останове), про-верьте состояние улитки на предмет наличия посторонних предметов, препятствующих выходу отработанных газов из двигателя. При отсутствии замечаний замените ДГ-16.
3.5. Проверка и отладка запуска
По техническим условиям двигатель НК-16СТ поставляется заводом-изготовителем в полной заводской готовности и не требует дополнительных регулировок эапуска. Однако, в особых случаях, оговоренных в сопроводительной документации, и в случа-ях выхода из строя таких агрегатов, как дозатор газа ДГ-16, агрегата управления регулирующим направляющим аппаратом (АУ РНА), регулятора оборотов (РО-16) и др, после их замены необходимо произвести контроль протекания запуска и соответствующие регулировки.Нормальное протекание запуска характеризуется следующими временными характеристиками:
- раскрутка ротора ВД до частоты вращения 2600 об/мин и отключения стартера должна происходить в интервале времени j=70…75 сек с начала работы блока автоматического запуска БАЗ-16.
Это время можно регулировать :
а) винтом Ж5 на ДГ-16. Один оборот винта влево уменьшает время J1 на 3...6 сек. Проходное сечение при этом увеличивается. Большое количество топливного газа увеличивает темп запуска. Разрешается поворачивать винт Ж5 на 1 оборот.
б) винтом А1 на ДГ-16. Вращение винта вправо ослабляет затяжку пружины сильфона автомата запуска и ускоряет открытие иглы автомата запуска, регулирующей расход топливного газа. Разрешается поворачивать винт А1 не более, чем на +_0,5 оборота. (2) Основные дозаторы (ДОТ) должны открываться после отключения ВС и к 23... 31 сек нового времени и обороты НД должны быть Пнд =2500…2600 об/мин. Подключение основ-ных дозаторов характеризуется резким увеличением скорости набора оборотов двигателя и определяется настройкой винтов А7 и А2 ДГ-16.
(3) время перекладки РНА практически совпадает с подключением основных дозаторов, так как она происходит после увеличения управляющего давления масла в системе САР, происходящего в момент подключения ДОТ.
Во время перекладки РНА контролируется частота вращения ротора НД. Перекладка РНА должна производиться в интервале Пнд =1800…2600 об/мин. Регулировка производится винтом на АУ. I оборот винта по часовой стрелке увеличивают обороты перекладки на 400...600 об/мин;
(4) через 50 сек после отключения стартера БАЗ-16 контролирует частоту вращения ротора ВД Пвд =4400 об/мин. При этом обороты ротора НД должны достигнуть оборотов "малого газа" и составить Пнд=3400 ± 100 об/мин.
Регулировка «малого газа» производится винтом на регуляторе оборотов РО-16 (винт "Н"). 1 оборот вправо увеличивает обороты малого газа на 180 об/мин.
Для исключения затяжного протекания запуска и обеспечения своевременного набора Пвд=4400 об/мин (в противном случае произойдет аварийный останов) существует операция проверки настройки автомата запуска (АЗ) дозатора газа. Для этого производят запуск с включенным электромагнитом Эпт, т.е. без открытия основных дозаторов и контролируют обороты ротора НД, до которых может раскрутить двигатель дозатор газа, работающий только с подачей топлива через автомат запуска.
Контроль производят за 3сек до аварийного останова по несоответствию частоты вращения nвд=4400 об/мин, т.е. примерно через 47 сек после отключения стартера. Частота вращения ротора НД должна быть 2500 + 100 об/мин. Регулировка производится винтом А4, ограничивающим величину максимального расхода топливного газа через иглу автомата запуска.
Допускается поворачивать винт А4 на ±0,5 оборотов. Поворот вправо на 0,5 оборота винта А4 уменьшает Пнд на 400 об/мин.
Основные виды регулировок при отладке запуска регулировочные элементы и эффективность регулировки для удобства пользования сведены в таблицу на рис. 33.
3.6. Работа двигателя на установившемся режиме
3.6.1. После выхода двигателя на режим прогрева, работы на режиме прогрева (Пвд=5800 об/мин) в течении 5 минут загорается на стойке УПИ ивдикация "кольцо", что означает разрешение на управление двигателем от кнопки управления.
3.6.2. Следите за оборотами СТ, которые должны быть не ниже Пст=3975 об/мин при работе в режиме "магистраль". Верхний предел оборотов ограничивается темпе-ратурой газа перед турбиной СТ (t г ст не выше 620 °С) и срабатыванием гидромеха-нической защиты (Пст =5300 об/мин).
3.6.3. При установившемся режиме работы двигателя допускается колебание час-тоты вращения ротора НД в пределах ±30 об/мин. Если колебание оборотов выходит за указанные пределы выполните последовательно проверки и работы указанные в п. 3.7.
3.6.4. Через каждые 2 часа работы производите измерение параметров и заносите в суточную ведомость.
3.6.5. Следите за срабатыванием предупредительной или аварийной сигнализации на пульте управления и в случае ее срабатывания руководствуйтесь рекомендациями п. 3.6.9 и 3.7.
Особо обращать внимание на температуру газа перед СТ t г ст. Если при постоянных оборотах НД и незначительном изменении температуры наружного воздуха (в пределах 2…3°С) температура перед СТ непрерывно растет (на 30 и более градусов) произведите нормальный останов двигателя и осмотрите эндоскопом камеру сгорания.
3.6.6. Один раз в сутки проверяйте встроенным контролем системы защиты СПО-2Р, РТ-12-9А, ЭСП-12-1, ИВ-Д-ПФ-2.
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Во время проверки прибора РТ-12-9А на работающем двигателе
происходит снижение режима работы двигателя со скоростью 30...60
об/мин за секунду.
2. Система СПО-2Р проверяется на работающем двигателе с оборотами
СТ 3000...4800 об/мин.
Возможна проверка и на неработающем двигателе. Прибор при этом
проверяется о помощью задатчика импульсов с частотой 3900+_60 Гц
(см. документацию САУ ГПА).
3.6.7. В руководстве по технической эксплуатации двигателя указано о необходимости внесения в суточной ведомости всех проверок и работ, проводимых на двигателе, в том числе:
количество ХП, ГЗ, остановы (тип останова, причина), дозаливки и замена масла, анализ топливного газа и масла, результаты контроля параметров на режиме, возникшие в про-цессе эксплуатации дефекты и способы их устранения, проведение проверок аппарату-ры, выполнение регламентных работ и т.д.
Как показал опыт эксплуатации все эти данные удобнее концентрировать в различных документах, поэтому в суточную ведомость вносят только контролируемые параметры и время замеров.
3.6.8. Нормальный останов двигателя (НО). Производится с любого режима при нажатии на кнопку нормального останова на стойке УПИ.
После нажатия кнопки загорается индикация "НО" и двигатель останавливается автоматически по алгоритму нормального останова САУ ГПА.
Весь процесс останова условно можно разбить на 3 уч-ка: вначале двигатель уменьшает режим со скоростью работы эл.механизма РО-16 до "малого газа"(Пнд =3400+_100 об/мин). На "малом газе" двигатель работает 5 мин. с целью охлаждения узлов и деталей и стабилизации зазоров-это 2 й этап останова. На 3-м участке останова двигатель выключается аварийно с режима "малого газа". В конце останова убедитесь в закрытии стопорного клапана по мнемосхеме пульта. Замерьте выбег ротора НД с частоты вращения ротора ВД =1000 об/мин. Время до полной остановки ротора НД должны быть не менее 90с. При этом проверьте на слух отсутствие посторонних щумов в двигателе.
3.6.9. Аварийный останов двигателя
Аварийный останов производится с любого режима работы двигателя по команде от САУ ГПА при срабатывании защит или при нажатии кнопки аварийного останова. Останов производится автоматически, при этом подается питание на электромагниты стопорного клапана и дозатора газа, прекращается подача топлива в двигатель и загорается табло "Аварийный останов».
Останов двигателя кнопкой аварийного останова выполняйте в следующих случаях:
а) резкое повышение температуры газов перед СТ выше 650 °С;
б) повышение вибраций опор двигателя выше 60 мм/сек;
в) резкое падение давления масла на входе в двигатель до 2,3 кгс/ом2 и в СТ до
1.1 кгс/см2;
г) резкое повышение температуры масла на выходе из двигателя 125 °С и из
опоры СТ до 150 °С;
д) пожар в отсеке двигателя.
После аварийного останова необходимо выяснить причину АО и ее устранить.
Проверьте легкость вращения роторов НД и ВД: вращение роторов должно быть без заеданий.
Выполните холодную прокрутку, замерьте выбег ротора НД, начиная отсчет с частоты вращения ротора ВД 1000 об/мин и прослушайте двигатель на отсутствие посторонних шумов. Выбег должен быть не менее 80 сек.
При отсутствии замечаний двигатель допускается к дальнейшей эксплуатации.
3.7. Регулируемые параметры двигателя
На рис. 34 приведены параметры двигателя, которые регулируются в процессе эксплуатации с помощью регулировочных элементов.
Приобететение доступа к файлам
ВНИМАНИЕ: Данная информация получена путем сканирования, цифровой обработки физических носителей или обмена с неравнодушными пользователями. Она не имеет отметок грифа секретности и тайны, если вы считаете, что эта информация нарушает Ваши авторские или другие права. Незамедлительно сообщите администратору для удаления ее из портала.
Комментарии 2