В апреле на заседании расширенного научно-технического совета ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова» состоялась защита технического проекта уникальной газотурбинной установки ГТЭ-65 концерна «Силовые машины».
Данный проект является перспективной разработкой Специализированного конструкторского бюро (СКБ) газовых турбин и парогазовых установок филиала ОАО «Силовые машины» «Ленинградский Металлический завод».
Стационарная газотурбинная установка ГТЭ-65 мощностью 65 МВт предназначена для использования в парогазовом блоке с паровой турбиной мощностью 30 МВт, а также с двумя газотурбинными установками и двумя котлами с турбиной мощностью 60 МВт. Установка способна обеспечивать теплофикационные нужды и работать как автономно, так и в блоке парогазовой установки.
По словам главного конструктора газовых турбин Александра Лебедева, «газотурбинная установка ГТЭ-65 имеет широкие перспективы на энергетическом рынке. По ценовым и техническим характеристикам ГТЭ-65 как машина средней мощности будет отвечать возможностям и потребностям отечественных электростанций и энергосистем».
Выполнение комплекса работ по созданию энергетической газотурбинной установки ГТЭ-65 позволит к 2006 году не только обеспечить энергетический рынок новой моделью высокоэффективной газотурбинной установки, но также будет способствовать расширению спектра продукции, выпускаемой предприятиями, входящими в концерн «Силовые машины», и укреплению их позиций в энергомашиностроительной отрасли России.
ЛМЗ уже имеет достаточно большой опыт в области конструирования и технологии производства энергетических газовых турбин. Здесь были изготовлены 13 установок ГТ-100, 2 установки ГТЭ-150, установка ГТЭ-180 (совместно с ОАО «Авиадвигатель, г. Пермь) и 20 установок М94ю2 (из них две – по лицензии «Сименс ПГ»). Однако наиболее удачные технические решения внедрены в конструкции ГТЭ-65.
Конструкция ГТЭ-65 включает 16-ступенчатый компрессор стационарного типа разработки ЦИАМ-ЦКТИ, его модель ранее была испытана на стенде. Профилирование первых трех ступеней в дальнейшем было оптимизировано в СНТК им. Кузнецова.
Первые три направляющих аппарата выполнены поворотными для управления расходом воздуха через компрессор.
Камера сгорания агрегата – десятимодульная, трубчато-кольцевая. Каждый из десяти модулей содержит горелочное устройство, пламенную трубу, газосборник. Горелочное устройство предназначено для работы на двух видах топлива – газообразном и жидком. Для обеспечения требований по эмиссии вредных веществ применен наиболее распространенный в мировой практике способ сжигания «бедных», предварительно подготовленных топливовоздушных смесей. Конструктивное исполнение камеры сгорания позволяет вынимать для осмотра горелочное устройство и пламенную трубу без разборки корпусных деталей ГТУ.
Турбина – 4-ступенчатая, с семью охлаждаемыми венцами. Ротор установки двухопорный, дисковый. Все корпуса – обойменного типа.
Установка имеет горизонтальный разъем, обеспечивающий доступ ко всем элементам роторной группы. Вывод мощности осуществляется от компрессора через понижающий редуктор производства «Кировэнергомаша». Вес транспортируемого турбоблока (без редуктора) – 37 тонн.
Основные параметры ГТЭ-65 таковы. Расход воздуха на входе в компрессор – 180 кг/с, степень повышения давления – 15,6, КПД компрессора – 0,86, температура газа перед турбиной – 1370 градусов Цельсия, за турбиной – 555 градусов, электрический КПД – 35,2%, мощность в базовом режиме – 61,5 МВт, в пиковом – 65 МВт. По своим технико-экономическим показателям ГТЭ-65 примерно соответствует аналогичным зарубежным ГТУ.
В парогазовом цикле на базе ГТЭ-65 могут быть созданы ПГУ-90 и ПГУ-180 с обеспечением конденсационного КПД ПГУ в 51,5 – 52%.
Лопатки турбины изготовлены из коррозионностойких равноосных сплавов. Для организации конвективно-пленочного охлаждения лопатки 1-й ступени выполнены перфорированными. Для улучшения вибрационного состояния и с целью повышения КПД турбины лопатки 2–4-й ступеней имеют периферийные бандажные полки. Снижение утечек охлаждающего воздуха в сопловых лопатках 2–4-й ступеней достигается их блочным исполнением и использованием сотовых уплотнений. На трактовые поверхности лопаток 1-2-й ступеней нанесено двухслойное плазменное металлокерамическое покрытие на базе двуокиси циркония, а на внутренние полости – газо-циркуляционное покрытие.
Все рабочие лопатки могут демонтироваться с ротора без его разборки, что обеспечивает снижение расходов по ремонту и эксплуатации. Изготовил лопатки филиал ОАО «Силовые машины» – «Завод турбинных лопаток».
Передний корпус компрессора литой и изготавливается из модифицированного высокопрочного чугуна. Основная несущая часть турбоустановки состоит из соединенных вертикальным разъемом заднего корпуса компрессора и корпуса турбины. Оба корпуса сварные, изготавливаются из одного материала на «ЛМЗ».
В основу ГТЭ-65 были положены принципы, позволяющие запускать в производство газо-турбинные установки. Что это за принципы? Вот некоторые из них:
1. Тепловая схема и схема охлаждения ГТЭ-65 оптимизированы таким образом, чтобы обеспечить надежное охлаждение горячих частей ГТУ (более 23% расхода воздуха на охлаждение турбины) и сохранить при этом необходимую экономичность.
2. Отборы на охлаждение осуществляются и в статор, и в ротор. Для уменьшения потерь при отборе в статор организованы большие полости в корпусах. Минимизация потерь при отборе воздуха внутрь ротора на охлаждение рабочих лопаток турбины реализована с помощью аппарата закрутки.
Эскизный проект ГТЭ-65 был создан в октябре прошлого года, технический – в марте 2004 года. Отработка узлов на модельных стендах будет происходить в 2005 году, изготовление головного образца планируется на июнь 2006 года, а передача в опытную эксплуатацию – на март 2007 года.
По мнению А. М. Цветкова, зам. директора инженерно-технического центра ОАО «Силовые машины», возможные направления использования газотурбинной установки ГТЭ-65 таковы. ГТЭ-65 может использоваться в действующих ТЭС с энергоблоками, имеющими значительный остаточный ресурс. Здесь предложены различные варианты ГТ-надстроек (со сбросом газов в котел, с вытеснением паровой регенерации, с параллельным котлом-утилизатором)
Установку можно использовать (это наиболее эффективный способ с точки зрения монтажа и удовлетворения требований потребителя) в схемах ПГУ-90 и ПГУ-180.
Установка может быть использована также для строительства новых или для ввода замещающих мощностей при реконструкции отопительных и промышленно-отопительных ТЭЦ.
ГТЭ-65 – далеко не самая совершенная в мире газотурбинная установка: об этом говорят и сами создатели. Однако по сравнению с мировыми аналогами она существенно дешевле. А если учесть, что стоимость изготовления одной только лопатки может достигать десятков тысяч долларов, становится понятно, что не всегда мы можем позволить себе поставить более совершенный агрегат. Впрочем, в России такой установки до последнего времени не было. А в том, что именно за газотурбинными установками будущее энергосбережения, не сомневается, пожалуй, никто.
Уже сейчас о желании приобрести ГТЭ-65 заявило несколько энергокомпаний. Это ОАО «Мосэнерго» для ТЭЦ-9 (ГТУ-ТЭЦ) и ТЭЦ-12 (ПГУ-90), ОАО «Башкирэнерго» для реконструкции Уфимской ТЭЦ-2 с ПГУ-90, Сахалинская ГРЭС, Омская ТЭЦ-2 (ПГУ-180), Якутская ГРЭС (ГТЭ-65 с ПСВ), Самарская ТЭЦ (для замещения регенерации).
Евгений ХРУСТАЛЕВ
Приобететение доступа к файлам
ВНИМАНИЕ: Данная информация получена путем сканирования, цифровой обработки физических носителей или обмена с неравнодушными пользователями. Она не имеет отметок грифа секретности и тайны, если вы считаете, что эта информация нарушает Ваши авторские или другие права. Незамедлительно сообщите администратору для удаления ее из портала.