Предисловие
Газотурбинные двигатели (ГТД), стационарные газотурбинные установки (ГТУ) используются в различных отраслях народного хозяйства. Б авиации ГТД — основные двигатели, позволяющие высокоэкономично получать большую мощность (силу тяги) при относительно небольших их размерах и массе и высокие летнотехническне качества самолета. На газоперекачивающих станциях магистральных газопроводов установлены газотурбинные агрегаты, имеющие в качестве приводимой машины нагнетатели. В энергетике, водном и наземном транспорте, в нефтехимической промышленности ГТД и ГТУ применяются также достаточно широко.
В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 — 1985 годы и на период до 1990 года» подчеркивается необходимость улучшения использования топливно-энергетических ресурсов, сокращения потребления нефти и нефтепродуктов в качестве котельно-печного топлива. Газотурбинный двигатель может работать на любом, в том числе твердом, топливе. Совершенно очевидна целесообразность сжигания в камерах сгорания ГТД тяжелых жидких, твердых и различных искусственных топлив из углей, сланцев, торфа, спиртов (метанола), водорода, технологических отходов других производств (доменною, коксования углей) и др. Опыт успешного сжигания в ГТД таких топлив уже имеется. При этом очень важно, что ГТД по сравнению с другими энергетическими установками характеризуется наименьшей токсичностью отработавших газов.
Камера сгорания — один из основных узлов ГТД, ее назначение—сжигание топлива и получение высоконагретого рабочего тела. Надежность пуска и работы камеры сгорания, ее экономичность и долговечность определяют аналогичные показатели ГТД. Организация рабочего процесса в камере сгорания ГТД существенно отличается от организации рабочего процесса других топливозжигающих устройств. Так, например, тепловые нагрузки рабочего объема камеры в авиационных ГТД более 7 МДж(м3-ч-lb), тогда как в топке котла паровых установок они обычно в 100—200 раз меньше. В отличие от процесса сгорания в камерах поршневых двигателей процесс горения в камерах сгорания ГТД протекает непрерывно в потоке воздуха, движущемся с большими скоростями*.
Горение топлива является основой рабочего процесса камеры сгорания: химическая реакция, сложный теплообмен, диффузия, турбулентное перемешивание топливовоздушных и газовых потоков,
испарение, газификация и др. В связи с трудностями строго теоретического анализа даже некоторых элементов рабочего процесса, например смешения сложных потоков различных температур, движения частичек топлива при их выгорании, выхода токсичных продуктов, в настоящее время еще не созданы надежные методы аналитического расчета камер сгорания. Их проектирование пока в значительной степени связано с использованием опыта создания действующих образцов й специальных исследований. Успехи теоретических и практических исследований за последние годы позволяют расчетным путем находить размеры и некоторые параметры, определяющее рабочий процесс и конструкцию камеры сгорания ГТД.
В создании теории горения, исследовании рабочего процесса реальных конструкций камер сгорания велика роль отечественных ученых: Н. Н. Семенова, Я. Б. Зельдовича, Д. А. Франк-Каме-нецкого, А. С. Предводителева, Л. Н. Хитрина, Б. В. Канторовича, А. Г. Прудникова, Л. А. Вулиса, Г. II. Абрамовича, Е. С. Щетинкова, Б. П. Лебедева, Г. Ф. Кнорре, Д. Н. Вырубова, Б. В. Раушенбаха и др. Развитие теории и достижения в создании двигателей в значительной мере определяются результатами работ и исследований, проведенных коллективами отечественных научно-исследовательских институтов, турбостроительных заводов и вузов.
Оглавление
Предисловие .......................... 3
Основные условные обозначения................. 5
1 Топливо н основы теории горения................ 7
§ 1 Общая характеристика топлива .............. 7
§ 2. Промышленное топливо .................. 11
§ 3. Горение топлива...................... 23
§ 4. Основы теории горения ................. 31
§ 5. Воспламенение горючей смеси ............... 40
§ 6. Процесс распространения пламени ............. 47
2 Основы рабочего процесса и конструирования камер сгорания .... 73
§ 7. Основы организации рабочего процесса........... 73
§ 8. Процесс сжигания топлива................. 83
§ 9. Рабочий процесс камер сгорания.............. ПО
3 Система расчета основных элементов рабочего процесса, схемы конструкций и характеристики работы камер сгорания....... 121
§ 10. Потеря давления...................... 121
§ 11. Основы расчета камер сгорания .............. 133
§ 12. Конструкции камер сгорания................ 145
§ 13. Методика полного расчета ................. 164
§ 14. Характеристики работы камер сгорания........... 170
§ 15. Топливная система ГТД.................. 194
§ 16. Камеры сгорания промежуточного подогрева газов...... 210
4 Некоторые вопросы эксплуатации. Элементы специальных расчетов 235
§ 17. Колебательные процессы.................. 235
§ 18. Основы теории моделирования процесса горения....... 246
§ 19. Моделирование камер сгорания............... 254
§ 20. Некоторые особенности работы камер сгорания и применяемые в них материалы ..................... 263
Приложение .......................... 268
Список литературы........................ 274
Предметный указатель...................... 275
Название: Камеры сгорания газотурбинных двигателей
Авторы:Пчелкин Ю. М.
Издательство: Машиностроение
Год:1984
Страниц: 282
Формат: .djvu
Размер: 4 Мб
УДК 621.452.3 : 621.43.056 (0.75.8)
Качество: Отличное
Серия или Выпуск:-----
Качаем с сайта >>
Качаем с депозита >>Поехали
Приобететение доступа к файлам
ВНИМАНИЕ: Данная информация получена путем сканирования, цифровой обработки физических носителей или обмена с неравнодушными пользователями. Она не имеет отметок грифа секретности и тайны, если вы считаете, что эта информация нарушает Ваши авторские или другие права. Незамедлительно сообщите администратору для удаления ее из портала.