РТЭ ГТД НК-16СТ
3.7.1. Обороты ротора НД на максимальном режиме
Эти обороты характеризуют настройку двигателя на заданную мощность 16.000 кВт (при tн=+15 °С).
После того, как двигатель вывели на «РЧВ выше» проконтролируйте настройку двигателя на максимальном режиме. С достаточной точностью это можно сделать воспользовавшись рис. 2.
ПРИМЕР: проверить настройку Пнд мах при температуре окружающей среды
Тн =-30 град.С. Прибавляем постоянную поправку - 7 °С, (см. примечание), получим Тн =-37 °С. По нижнему графику определяем по заданной Тн=-37°С коэффициент kравный 0,95. Находим из общей формулы Пнд мах ==5270 х k =5270х0,95 = =5000 об/мин.
Согласно мощностной характеристике на этих оборотах двигатель будет развивать мощность N ст мах=19,2 МВт. Для более точной проверки необходимо построить график как указано на рис.35.
Характеристика №I строится по данным, взятым из паспорта на регулятор оборотов РО-16. Параллельно оси t*вх°С наносится линия №1 Пнд РО-16, заданная в формуляре двигателя для отладки максимальной частоты вращения НД. Затем строится характеристика №2 параллельным переносом характеристики №1, при этом линия максимальной частоты вращения характеристики №2 должна проходить через линию Пнд мах .По этой характеристике находится Пнд отл. в зависимости от t*вх°С (илиt 1 всас. кам.).
При необходимости произвести подрегулировку с помощью регулировочного винта «58» агрегата РО-16 (рис. 37,13).
Методика регулировки следующая:
I. Расконтрите и отверните колпачок регулировочного винта «58».
2. Придерживая ключом винт, ослабьте контргайку и поверните винт на необходимую величину. Придерживая ключом винт, затяните контргайку и установите колпачок.
Поворот винта «58» на I оборот по часовой стрелке (или против) уменьшает (увеличивает) частоту вращения ротора НД на 50...70 об/мин.
Регулировочный винт «58» разрешается поворачивать от исходного положения в состояние поставки агрегата на величину, указанную в паспорте агрегата.
Перед регулировкой внимательно отнеситесь к предупреждениям и требованиям на рис.35.
В случае, если регулировка винтом "58" оказалась неэффективной при нормальном давлении топливного газа, то рекомендуем вернуть винт в исходное положение и вывер-нуть винты "А5" и "А6" дозатора газа на ~ 1 оборот. Запустите двигатель, выведите его на максимальный режим и оцените Пнд мах.
Увеличение Пнд мах свидетельствует о неправильной установке винтов ДГ16. Эти винты необходимо выставить либо по паспорту на ДГ16, либо по выступанию аналогич-ных винтов на новом дозаторе. В эксплуатации отмечаются случаи раскачки оборотов НД на максимальном режиме более ±30 об/мин и с разной частотой и, как следствие, наблюда-ется раскачка по оборотам СТ ±100 об/мин. Рекомендуется следующий порядок проверок и работ по устранению дефекта.
1. Максимально уменьшите раскачку давления топливного газа в БПТПГ.
2. Убедитесь, что не срабатывает прибор РТ-12 (в режиме ограничения), ОГСТ (если нет гидромеханической защиты), ограничитель давления воздуха за компрессором (встроен в ДГ16) и устройство регулирования газоперекачивающим агрегатом (УРГА).
3. Отключите кратковременно (на 2...3 мин) сначала I вентилятор маслоохладителя; затем 2-ой.
4. Осмотрите и при необходимости промойте иглы основного топлива ДГ-16.
5. Замените Р016.
6. Замените ДГ16.
Раскачка по оборотам СТ в пределах ±1 Гц (±60 об/мин), как правило, не приводит к срыву работы нагнетателя, поэтому до замены Р016 или ДГ дело не доходит.
ПРИМЕЧАНИЕ. Поправку - 7 °С вносят с целью компенсации погрешности в работе термокорректора РО-16, возникающей из-за подогрева воздуха, подводимого к РО-16 со входа в двигатель.
3.7.2 Обороты ротора НД "малого газа"
Режим " малого газа" - это минимальный режим работы с оборотами НД П нд м.г. =3400 +_100 об/мин двигателя. На этот режим двигатель выводится САУ ГПА при нормальном останове и работает в течении 5 минут, чтобы корпусные и роторные детали двигателя достаточно охлаждались и не привели к уменьшению трактовых зазоров и заклиниванию роторов. Режиму "малого газа" соответствует положение электромеханизма Р016 на упоре винта "Н". При этом на стойке УПИ включена индикация «РЧВ ниже».
При несоответствии заданным оборотам отрегулируйте "малый газ" с помощью винта "Н" на агрегате РО-16 (рис. 37,13).
Технология регулировки аналогична как для винта "58" с учетом следую-щего: поворот винта "Н" на I оборот по часовой стрелке (против часовой) увеличивает (уменьшает) частоту вращения ротора НД на 180 об/мин.
Проверку и отладку "малого газа" производят на этапе запуска двигателя(см. рис.33).
ВНИМАНИЕ! ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМКИ ПОВОДКА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЗМА РЕГУЛЯТОРА РЕГУЛИРОВКУ ВИНТОМ "Н" ПРОИЗВОДИТЬ В ЛЮБОМ ДРУГОМ ПОЛОЖЕНИИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЗМА, НО НЕ НА УПОРЕ «РЧВ НИЖЕ».
3.7.3. Параметры запуска
Технические требования к параметрам, регулировочные элементы, эффективность ревулировок приведена на рис.33. Технология регудировки достаточно наглядна и понятна по рис. 36,37,13.
3.7.4. Максимальные обороты ротора СТ
Указанные на рис. 30 П ст мах =5300 об/мин являются предельным, при которых срабатывает гидромеханическая защита (ГМЗ) по раскрутке ротора СТ. Если двигатель не оборудован этой защитой, а только ограничителем ОГСТ, то предельными значения-ми П ст мах, при которых срабатывает ограничитель, являются обороты 5600 об/мин.
Описание ГМЗ, конструктивные отличия двигателей, оборудованных и необорудванных ГМЗ, даются в разделе 2 настоящего пособия (п.2.14 рис.17).
Методика настройки обоих агрегатов ОГ-16 (ГМЗ) и ОГСТ одинакова и изложена в технологической карте № 4 подразделе 7.5 кн. 3 РТЭ (стр.93).
ВНИМАНИЕ. РЕГУЛИРОВКА ВИНТОМ "О1","ВСЛЕПУЮ", Т.Е. МЕТОДОМ ПРОБ БЕЗ УЧЕТА ТРЕБОВАНИЙ И РАСЧЕТОВ ПО УКАЗАННОЙ МЕТОДИКЕ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.
3.7.5. Угол установки лопаток РНА в рабочем положении
По рис. 38 это угол альфа. В зависимости от величины меняется положение и наклон характеристики Пвд пр= f(Пнд пр), которую еще называют скольжением роторов ВД и НД. Заданное протекание этой характеристики расчитано исходя из согласованной работы каскадов компрессора ВД и НД и их устойчивой работы.
Угол установки РНА в рабочем положении определяется технологическим зазором "А" между рычагом рессоры РНА и регулировочным винтом АУ-3. По опыту эксплуатации величина "А" =3,4...3,7 мм, что соответствует углу альфа =24...25град.
Регулировка и проверка угла установки РНА производится при замене агрегата АУ и после снятия характеристики Пвд= f(Пнд и ее несоответствия, заданной по рис. 38.
Технология замены АУ, проверки и регулировки угла альфа подробно изложена в технологических картах №№2,2.1, 3,5 раздела 7 кн.З РТЭ (стр. 101...114).
3.7.6. Максимальное давление воздуха за компрессором Рк
Для ограничения давления воздуха за компрессором ВД предусмотрен ограничи-тель, встроенный в дозатор газа ДГ-16. При достижении Рк =10 атм ограничитель срабатывает, уменьшая давление масла в управляющей полости игл основного дозатора. Режим падает, снижает и Рк.
Настройку по давлению срабатывания производят на заводе - изготовителе с помощью винта "АЗ". Регулировка ограничителя в условиях эксплуатации выполняется в случае выхода из строя ограничителя и его замены.
3.7.7. Максимальная температура газов перед СТ:
а) дри достижении температуры tг ст =620град. С прибор РТ-12-9А формирует сигнал «ограничение tг ст" САУ ГПА получив этот сигнал, выдает команду на РО-16 на уменьшение режима.
Уменьшение режима будет происходить до тех пор, пока САУ ГПА не снимет команду с РО-16, а это происходит в том случае, если сигнал с РТ-12-9А перестает поступать. На стойке УПИ при срабатывании прибора РТ-С2-9А загорается предупреж-дающая индикация «Ограничение tг ст».
В случае достижения tг ст =620град. С рекомендуется:
1. Снизить режим работы в пределах допустимого, исходя из условий режима работы трассы, проконтролировав перед этим tг стпо визуальному прибору;
2. Если по визуальному прибору такая же температура, то рекомендуется остановить двигатель и осмотреть камеру сгорания эндоскопом.
При отсутствии замечаний запускается двигатель в работу на режиме ниже режима, при котором происходит срабатывание ограничения по tг ст ;
б) при достижении температуры tг ст =650 °С прибор РТ-12-94 выдает сигнал в САУ ГПА об опасной температурво САУ ГПА останавливает двигатель и весь ГПА аварийно.
Здесь чаще бывает неисправность в целях контроля и защиты по температуре, самого прибора РТ-12 или посторонние наводки, т.е. дефекты по КИПу. И в этом случае надо сначала убедиться в истинности показаний температуры. Если замечаний по КИПу нет, рекомендуется все же осмотреть камеру сгорания эндоскопом.
3.7.8. Перекладки КПВ из рабочего положения в пусковое
Обратите внимание из рабочего положения в пусковое, а не наоборот, как это требуется при запуске. Перекладка в пусковое положение должна быть на тех же оборотах Пвд =3800 ±100 об/мин.
Иэ-за имеющего места гистерезиса бывают случаи, когда двигатель выводят на "малый газ", а КПВ не открываются, т.е. не переходят в пусковое положение. Это может привести к помпажу двигателя.
Поэтому необходимо произвести подрегулировку агрегата АК таким образом, чтобы КПВ закрывались на запуске и открывались при снижении режима на одних и тех же оборотах в пределах допуска ±100 об/мин.
3.7.9. Давление масла на входе в двигатель
Эту регулировку с помощью винта редукционного клапана допускается произво-дить в том случае, если выполнены все проверки и мероприятия, указанные на рис.39.
3.7.10. Давление масла за подкачивающим насосом
Этот параметр и его регулировка являются нештатнымн и в эксплуатационную документацию на двигатель не входят. В таблицу рис. 34 его внесли по двум причинам:
1. Указывая значение давления масла за подкачивающим насосом, облегчается поиск неисправностей масляной системы САР, т.к. это давление является сливным давлением этой системы. Установив манометр на сборник слива (СС) САР в точке "С7" можно получить сливное давление и при необходимости произвести подрегулировку.
2. Если подрегулировка давления масла на входе в двигатель с помощью регулировочного винта редукционного клапана нагнетающего насоса оказывается малоэффективной по разным причинам можно в определенных пределах использовать и винт редукционного клапана подкачивающего насоса.
3.7.11. Давление воздуха в средней опоре газогенератора
Величина давления Рсо =±0,5 кгс/см2 выбрана из условия обеспечения необходимых перепадов на уплотнениях масляной полости средней опоры.
Поиск неисправностей при отклонении этого параметра указан на рис. 40.
Превышение давления > ±0,5 кгс/см2 в средний опоре чаще всего вызвано износом уплотнений и сопровождается повышенным расходом масла через двигатель.
3.8. Поиск причин отклонения нерегулируемых параметров маслосистемы двигателя
3.8.1. К таким параметрам относятся (в порядке нумерации рисунков) температура масла на входе в двигатель (tм вх дв.), температура масла на выходе из двигателя (tм вых дв.), температура масла на выходе из СТ (tм вых ст) - все рис.41, давление масла на входе в СТ (tм вх ст), уровень масла в расходном бачке - все рис.42, стружка в масле, часовой расход масла в двигателе - все рис. 43.
3.8.2. Дополнительные комментарии к схемам на рисунках.
РИС. 41. Параметрtм вх дв отражает эффективность работы системы маслообеспе-чения двигателя (см. рис. 20) с точки зрения охлаждения масла из двигателя. Значение tм вх дв обычно лежит в пределах 55... 70 °С. Несмотря на то, что уровень температуры масла на входе в двигатель допускается до 100 °С температура масла выше 75 °С дает основание обслуживающему персоналу произвести необходимые проверки по системе охлаждения масла в маслоохладителе.
Параметрtм вых дв характеризует качество данного двигателя с точки зрения сборки, работы уплотнений и масляной системы. Превышение перепада температуры
tм вых дв - tм вх дв >40 °С свидетельствует о нарушениях в работе перечисленных систем двигателя.
В таких случаях необходимо повышенное внимание к другим параметрам маслосистемы, своевременно производить профилактические меры, предусмотренные регламентными работами.
Параметрtм вых ст по аналогии с tм вых дв характеризует качество сборки и работы свободной турбины. При превышении tм вых ст >110°С рекомендуется уже провести поиск неисправностей как указано на рис.40.
РИС 42. Параметр Рм вх ст. Защита срабатывает при давлени<или= 1,1 кгс/см2. Как показывает опыт эксплуатации срабатывание защиты при нормальных значениях этого параметра по суточной ведомости за 2 часа до аварийного останова свидетельствует о более серьезных неполадках, чем забивание фильтра СТ.
Параметр «падение уровня масла в расходном бачке» заведен как предупредительный сигнал. Рекомендуется прежде чем начать разборки маслоагрегатов двигателя еще и еще раз убедиться в том, что сигнализация достоверная и уход масла из бачка имел место.
Практика показала, что отказы в системе откачки масла из любой из опор двигателя сопровождаются повышением температуры масла на выходе из двигателя, задней опоры, опоры СТ и в маслобаке двигателя.
РИС 43.
Параметр «стружка в масле» характеризует появление токопроводящей стружки в сигнализаторе наличия стружки (СНС). Из-за разброса характеристики СНС срабатывание этого прибора может произойти как на начальной стадии разрушения деталей узлов подшипника или маслоагрегатов, так и на поздней. Поэтому рекомендуется осмотр СНС проводить не только после загорания сигнализации "стружка в масле" или при плановых осмотрах, но и при обнаружении стружки на фильтрах двигателя и системы маслообеспечения.
Параметр "часовой расход масла" характеризует качество работы масляных уплотнений двигателя. Для эксплуатируемого двигателя допускается расход масла до 1,5 кг/час. Если все остальные параметры маслосистемы в норме и наружных утечек нет, то устранить повышенный расход масла можно только ремонтом двигателя, частичным (в условиях эксплуатации) и полным (на заводе изготовителе двигателя).
3.9. Особенности эксплуатации при низких температурах
3.9.1. При температурах окружающего воздуха близких к нулю и повышенной влажности во время работы двигателя возможно обледенение ВОУ ГПА, входного коллектора двигателя, лопаток ВНА, кока.
3.9.2. Опасность обледенения особенно велика в диапазоне температур окружающего воздуха от +5 до -10 °С при относительной влажности более 80%, а также при наличии осадков в виде моросящего дождя, мокрого снега или тумана.
3.9.3. Произведите подготовку двигателя в соответствии с подразделами 3.1., 3.2. При осмотре ВОУ, всасывающей камеры, входного коллектора двигаеля, ВНА, кока и лопаток I ступени КПД убедитесь в отсутствии снега и льда на их поверхностях. Места наличия снега и льда обогрейте до полного удаления снега и льда и просушите горячий воздухом. Температура воздуха, используемого для обогрева, должна быть не выше 100 °С.
3.9.4. Произведите прокрутку роторов КНД, КВД, обратив особое внимание на отсутствие заедания и постороннего шума из-за замерзания рабочих лопаток роторов.
3.9.5. Проверьте готовность двигателя к запуску по следующим параметрам:
- температура масла в передней опоре не ниже +5°С;
- температура масла в маслобаке не ниже +15°С;
- температура воздуха в отсеке двигателя не ниже +15 °С.
3.9.6. Запустите двигатель и при работе в условиях возможности обледенения автоматически должна включаться система обогрева циклового воздуха ГПА и вручную - ПОС двигателя.
Проконтролируйте работу систем по срабатыванию сигнализации на пульте управления и по изменению температуры на входе в двигатель.
ВНИМАНИЕ: Запрещается работа двигателя без работающей системы обогрева циклового воздуха в диапазоне температур окружающего воздуха от +5 °С до минус 10°С даже при работающей ПОС двигателя.
3.9.7. При работе двигателя в условиях возможности обледенения через каждые
2 часа работы двигателя осматривайте ВОУ (с земли), камеру всасывания ГПА, входной канал двигателя, лопатки ВНА и кок на отсутствие воды, льда, снега. Результаты осмотра фиксируйте в суточной ведомости ГПА. В случае появления льда двигатель остановите и проверьте работу систем обогрева циклового воздуха и ПОС двигателя.
3.9.8. Один раз в сутки осматривайте места выхода трубопроводов суфлирования маслобака и выхода газа из бака-циклона. Перекрытие проходных сечений трубопроводов льдом, снегом, инеем не допускается. Результаты осмотра фиксируйте в суточной ведомости.
З.9.9. В суточной ведомости ГПА каждые два часа работы двигателя записывайте температуру и влажность окружающего воздуха, наличие и характер атмосферных осадков.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Целью технического обслуживания является оценка технического состояния двигателя, своевременное выявление и устранение возникающих неисправностей, обеспечение готовности двигателя к работе.
Техническое обслуживание двигателя при эксплуатации включает в себя:
- межрегламентный осмотр (проводится после первого опробования двигателя, после
вынужденной остановки ГПА и при каждых регламентных работах);
- регламентные работы(проводятся после каждых 1000+_100 часов наработки двигателя);
- замену узлов и агрегатов (проводится при необходимости);
- регулирование агрегатов (проводится при необходимости);
- промывка проточной части (производится при ухудшении эксплуатационных характеристик по инструкции на промывку двигателя).
4.1. Общие требования
4.1.1. Ознакомьтесь с правилами проведения работ в "Руководстве по технической эксплуатации двигателя НК-16СТ" и соблюдайте меры безопасности, изложенные в руководстве, а также правила по технике безопасности и противопожарной безопасности, действующие в газовой промышленности.
4.1.2. При обслуживании двигателя все работы выполняйте инструментом и приспособлениями, указанными в технологических картах "Руководства по эксплуатации", присылаемыми на компрессорные станции заводом - изготовителем двигателя.
4.1.3. Во избежание попадания пыли, грязи и посторонних предметов в открытые полости двигателя и его агрегатов на время проведения работ разъемы стыков закрывайте технологическими заглушками или другими защитными средствами.
4.1.4. После проведения работ по топливной и масляной системам, связанных с их частичной разборкой, проверяйте герметичность соединений.
4.1.5. Повторное использование резиновых уплотнительных колец и контровочных шайб запрещается.
4.1.6. Заворачивание и отворачивание гаек и болтов фланцевых соединений производите равномерно (крест на крест).
4.1.7. Трубопроводы перед постановкой промывайте чистым бензином БР-1 и продувайте сжатым воздухом.
4.1.8. Регулировочные винты на агрегатах контрите и пломбируйте.
4.1.9. При выполнении работ не кладите на двигатель инструмент, болты, гайки, шплинты, контровочную проволоку и другие детали.
4.1.10. По окончании работ отсек двигателя, всасывающую камеру и ВОУ осмат-ривайте на отсутствие обрезков проволоки, шайб и других посторонних предметов.
4.1.11. Все работы во входном коллекторе проводите только в чистой обуви и в специальной одежде без наружных пуговиц.
4.1.12. 0 всех проведенных на двигателе работах производите запись в формуляр двигателя.
4.2. Межрегламентный осмотр
Он проводится для обнаружения и устранения проявившихся в эксплуатации замечаний и неисправностей.
4.2.1. Осмотрите входное очистительное устройство (ВОУ), всасывающую камеру, входной коллектор двигателя на отсутствие посторонних предметов (гайки, болты, проволока, грязь).
4.2.2. Осмотрите входные поверхности проточной части двигателя, в частности кок, на отсутствие вмятин. Осмотр проводить из входного коллектора, применив переносную лампу направленного света. При обнаружении вмятин записать размеры и координаты. Двигатели, имеющие на наружной поверхности кока плавные вмятины глубиной до 3 мм в количестве не более 5 штук на расстоянии не менее 70 мм от торца большого фланца, допускаются к дальнейшей эксплуатации с предварительной проверкой поврежденных участков методом цветной дефектоскопии на отсутствие трещин по стандартной технологии. Работы по проверке поврежденных участков методом цветной дефектоскопии выполняйте при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С. При наличии на наружной поверхности кока большего количества вмятин или вмятин большего размера, чем указано в ограничении, кок замените новым.
4.2.З. Осмотрите лопатки ВНА, рабочие лопатки I ступени КНД, обратив особое внимание на входные кромки. Осмотр ведется через входной коллектор при плавном поворачивании рукой рабочего колеса. При обнаружении дефектов запишите их размеры и координаты. Допускаются в эксплуатацию без мероприятий забоины, не превышающие глубину 0,2 мм и длину 0,4 мм с расстоянием между ними не менее 15 мм на высоте от вершины лопатки до 178 мм. Забоины в прикорневой зоне до 65 мм высота от замка лопатки не допускается.
Если в зоне 178 мм по высоте от вершины лопатки обнаружены более значительные забоины глубиной до 5 мм и длиной до 6 мм (не более двух на одну лопатку с расстоянием между ними не менее 50 мм), то они могут быть допущены в эксплуатацию при отсутствии растрескивания металла и при условии, что таких лопаток не более 5.
4.2.4. Осмотрите топливные, масляные, воздушные трубопроводы на отсутствие течи и замасливания, на целость контровок и элементов крепления, на отсутствие вмятин, забоин и других механических повреждений. Устранение течи, если она обнаружена, разрешается подтяжкой гаек трубопроводов на угол не более 1/4 грани и не более одного раза. Если в этом случае течь не устранена, то ее устраняют перемонтажем трубопровода с соблюдением норм монтажа. При осмотре трубопроводов обращайте внимание на наличие зазоров между трубопроводами и агрегатами или жгутами электропроводки не менее 5 мм.
4.2.5. Осмотрите жгуты электропроводки двигателя на целостность контровки сое-динителей, элементов крепления, на отсутствие повреждений наружной оплетки кабелей. Проверьте отсутствие качки соединителей. Если соединители ослабли, подтяните их рукой до упора, затем дотяните ключом на 10…20° и законтрите контровкой. Нарушений оплетки кабелей не допускается. Проверьте, нет ли скручивания жгутов. Скручивание устранить. Обратите внимание на отсутствие касания жгутов электропроводки. При рассоединении соединителей промывайте контактные поверхности бензином, резьбовые поверхности смазывайте путем протирки резьбы деталей замшей, пропитанной смазкой. При этих операциях следите, чтобы вмазка не попала на контактные поверхности
При осмотре особенно обратите внимание на правильность монтажа датчиков вибрации МВ-04-1 и крепление их соединителей (см.рис.4.4).
4.2.6. Осмотрите агрегаты маслосистемы, системы топливопитания и регулирования на отсутствие течи, механических повреждений,целости контровок и узлов крепления.
4.2.7. Осмотрите стыки корпусов двигателя на отсутствие ослаблений затяжки болтов, гаек, нарушения контровок.
4.2.8. Проверьте наличие радиального зазора между наружным кольцом опоры
свободной турбины и выхлопной улиткой. Зазор должен быть не менее 9 мм (рис. 23).
4.2.9. Проверьте узлы крепления двигателя к подмоторной раме, узлы крепления подмоторной рамы к раме турбоблока, наличие и правильность контровок.
4.2.10. Возьмите из коробки приводов моторных агрегатов двигателя и маслобака пробу масла на частичный анализ. На двигателе используют масла: ТП-22 ГОСТ 9972-74, Ж-8П ГОСТ 6457-66. МО-85 ОСТ 38.01163-78.
Места отбора проб масла:
- из крана на маслобаке;
- из крана на поддоне коробки приводов.
Для отбора проб выполните следующее:
- протрите чистой салфеткой наружную поверхность крана, с которого будет взята проба масла, откройте кран и слейте отстой в количестве 0,2 л в тару для слива отстоя;
- отберите пробу масла в количестве 0,3 л в специальную сухую тару, закройте, опломбируйте и отправьте на анализ.
К пробе приложите сопроводительную записку, в которой укажите: номер установки, марку масла, дату отбора пробы, вид анализа масла, фамилию отбирающего пробу.
Частичный анализ предусматривает проверку на наличие в масле воды и мехпримесей. При обнаружении их примите меры к очистке или замене масла.
Результаты анализа запишите.
4.2.11. Осмотрите основной маслофильтр двигателя, маслофильтр свободной турбины и маслофильтр системы автоматического регулирования (рис. 45).
Основной маслофильтр двигателя расположен в нижней части КПМА.
Загрязнение фильтрующего пакета определяется внешним осмотром, для чего:
- наденьте шланг на сливной кран полости фильтра, подставьте под шланг емкость и, открыв кран, слейте масло из полости фильтра в емкость, чтобы не облиться маслом и не пролить его на пол при вскрытии полости фильтра;
- расконтрите рукоятку винта и траверсу винта. Не выводя траверсу из пазов, отверните винт до упора (фильтр при этом частично вытягивается из полости КПМА);
- заверните винт на 1/2 оборота и выведите траверсу из пазов поворотом против часовой стрелки;
- заворачивая винт, переместите раверсу к рукоятке винта. Установите траверсу на торцы бобышек. Вновь вывертывая винт, выньте крышку с фильтрующим пакетом из корпуса КПМА;
- придерживая масляный фильтр за крышку, осмотрите его.
Осмотр производится с целью обнаружения на фильтре стружки, графита и других посторонних частиц, которые могут обнаружиться в масле. При загрязнении фильтра посторонними частицами выполните следующее:
- выньте фильтрующий паяет фильтра мягким покачиванием его, вытягивая на себя из крышки;
- снимите уплотнительные кольца с крышки;
- снимите контровку фильтра, отверните гайку, снимите дистанционное кольцо;
- снимите поочередно все фильтрующие секции со стержня фильтра;
-произведите глубокую промывку поочередно фильтрующих секций на оправке И-020000 в чистом керосине, пользуясь волосяной щеткой.
При промывке запрещается трогать руками сетку фильтрующих секций, стучать секцией для удаления керосина после промывки, обдувать сжатым воздухом
фильтрующие секции. Все это может привести к ослаблению завальцовки сеток и выползанию их краев из-под крепежного бурта, то есть к нарушению фильтрующей способности. Осмотрите фильтрующие секции на их целость. При наличии повреждения сетки замените фильтрующие сетки новыми.
- установите на крышку фильтра уплотнительные кольца, наденьте фильтрующие секции на стержень;
- установите дистанционное кольцо, заверните рукой гайку, не допуская качки фильтрующих секций и взаимного касания их внешними торцами, законтрите контровкой;
- установите масляный фильтр на крышку до упора легким нажатием руки на стержень фильтра. При незначительном загрязнении фильтра разрешается промыть его в собранном виде, для чего;
- закройте выходное отверстие в стержне фильтра специальной пробкой, имеющейся в ЗИПе;
- промойте фильтр в собранном виде, прополаскивая его в керосине. При необходимости пользуйтесь волосяной кистью или щеткой;
- снимите шланг и заверните сливной кран полости фильтра;
- установите фильтр с крышкой в корпус КПМА;
- введите траверсу в пазы бобышек, заверните винт, законтрите проволокой.
ВНИМАНИЕ. ПРИ УСТАНОВКЕ ФИЛЬТРА НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПЕРЕКОСА ФИЛЬТРУЮЩЕГО ПАКЕТА. СЛЕДИТЕ, ЧТОЫ НЕ СРЕЗАЛИСЬ УПЛОТНИТЕЛЙЫЕ КОЛЬЦА . ВИНТ КРЫШКИ МАСЛОФИЛЬТРА ЗАТЯГИВАЙТЕ ОТ РУКИ.
- проверьте герметичность стыка крышки фильтра с корпусом КПМА после работы двигателя на режиме прогрева и его нормального останова;
- при обнаружении подтекания масла в контролируемом стыке замените уплотнительные кольца на крышке фильтра.
Маслофильтр свободной турбины расположен рядом с основным маслофильтром двигателя. Проверка и промывка его осуществляются аналогично описанному для основного фильтра. Фильтр системы автоматического регулирования расположен на переднем торце корпуса ВНА компрессора НД слева, если смотреть со стороны выхлопа. Он расположен в собственном корпусе. Осмотр и промывка его осуществляются аналогично описанному для основного фильтра двигателя.
4.2.12. Осмотрите магнитные пробки в маслосистеме двигателя. Их 4 (рис. 47):
- магистрали слива масла из передней опоры (внизу корпуса ВНА);
- коробки приводов моторных агрегатов (в нижней части поддона, на корпусе
стояночного клапана);
- магистрали слива масла из суфлера задней опоры (тройник на корпусе суфлера);
- магистрали слива масла из суфлера опоры свободной турбины (тройник на корпусе суфлера);
Для осмотра магнитных пробок выполните следующее:
- расконтрите головку пробки;
- нажмите на пробку до упора, поверните против часовой стрелки до совмещения штифта пробки с пазом на корпусе и, потянув головку выньте магнитную пробку из корпуса;
- снимите с пробки уплотнительные кольца;
- осмотрите пробку. При обнаружении на ней стружки в каждом конкретном случае примите решение о возможности устранения дефекта совместно с представителем изготовителя двигателя;
- протрите поверхность пробки салфеткой, смоченной растворителем, для удаления посторонних частиц и налета. Сполосните магнитную пробку бензином, продуйте сжатым воздухом;
- установите на пробку уплотнительные кольца и смонтируйте пробку в корпус.
4.2.13. Проверьте уровень масла в баке, при необходимости произведите дозаправку маслобака по документации ГПА.
4.2.14. Устраните замечания, выявленные при осмотре.
4.3. Регламентные работы
4.3.1. Начните регламентные работы с проведения межрегламентного осмотра, описанного в п. 4.2 настоящей методики, кроме осмотра проточной части двигателя.
4.3.2. Осмотрите проточную часть двигателя, начиная с осмотра компрессора, описанной в п.4.2 и при обнаружении повреждений устраните их зачисткой.
Осмотр проточной части двигателя, включая компрессор, камеру сгорания, турбину ГГ, турбину СТ, подшипник ВД в средней опоре, а также устранение дефектов на лопатках выполняют как правило представители завода-изготовителя двигателя или специально подготовленная бригада специалистов, поэтому технология этих работ в пособии не приводится.
4.3.3. Осмотрите и промойте пакет сигнализатора начилия стружки в масле (см. рис.46) для чего:
- слейте масло из внутренней полости СНС;
- отверните полностью крышку и снимите пакет;
- погрузите пакет в емкость с ацетоном на время не менее 30 мин;
- очистите пакет щеткой, смоченной в ацетоне. Продуйте пакет сжатым воздухом;
- промойте внутренние полости корпуса сигнализатора растворителем "Нефрас" с помощью волосяной кисти и протрите салфеткой в доступных местах;
- проверьте пакет на отсутствие замыкания пластин между собой, каждой пластины с обоими контактами. При этом пластины № 3 и 4 должны быть замкнуты между собой и с одним из контактов, а пластины № 22 и 23 - между собой и другим контактом (отсчет пластин вести со стороны контактов);
- установите новое уплотнительное кольцо в выточку крышки - крана;
- вставьте пакет в корпус и вращением крышки от руки по часовой стрелке затяните ее до упора;
- проверьте исправность и герметичность СНС;
- запишите в Паспорт СНС дату проведения осмотра и промывки, а также наработку двигателя на момент проведения этих работ.
4.3.4. Возьмите пробу масла на полный анализ, для чего:
- протрите чистой салфеткой наружную поверхность крана, с которого будет взята проба масла, откройте кран и слейте отстой в количестве не менее 0,2 л в тару для слива отстоя;
- отберите пробу масла в количестве 0,6 л в специальную сухую тару, закройте, опломбируйте и отправьте масло на анализ. К пробе приложите соповодительную записку, в которой укажите: номер установки, наработку масла в часах, марку масла, дату отбора пробы, вид анализа масла (фамилию отбирающего пробы).
Запишите полученный результат анализа масла в суточную ведомость. Полный анализ масла берется при каждых регламентных работах, а также один раз в месяц. Физико-химические составы масел, проверяемые при полном анализе, приведены на рис. 48.
4.3.5. Осмотрите и промойте фильтр стопорного клапана и фильтр электропнев-моклапана стопорного клапана (см.рис.49). Фильтр СК расположен на входе в стопор-ный клапан и соединен с корпусом хомутом, стянутым шпильками и самоконтрящимися гайками. Для осмотра:
- отверните две самоконтрящиеся гайки, стягивающие хомут и демонтируйте хомут;
- установите приспособление на корпус и, вворачивая винт в резьбовое гнездо фильтра,
выньте фильтр. Снимите уплотнительное кольцо;
- осмотрите фильтр, промойте его в растворителе «Нефрас», удалите грязь с сеток фильтра с помощью волосяной щетки;
- установите на фильтр новое резиновое уплотнительное кольцо;
- установите фильтр в стопорный клапан, наденьте хомут и затяните две самоконтрящиеся гайки;
- запишите в Паспорте стопорного клапана дату промывки фильтра и его наработку.
Фильтр ЭПК расположен в корпусе стопорного клапана на входе в электропневмоклапан. В корпусе фильтр фиксируется резьбовой заглушкой с уплотнительным кольцом.
Для осмотра:
- отверните фильтр, промойте его в растворителе "Нефрас", удалите грязь с сеток фильтра с помощью волосяной щетки;
- установите на заглушку новое резиновое уплотнительное кольцо;
- вставьте фильтр в корпус стопорного клапана;
- затяните заглушку ключом от руки, законтрите и опломбируйте;
- запишите в Паспорте стопорного клапана дату промывки фильтра и его наработку.
4.3.6. Промойте внутренние полости датчиков ДОЛ-16 ССК, МСТ-18С и МСТ-14 (замеры давления топливного газа на входе в двигатель).
4.3.6.1. Промывка датчика ДОЛ-16 производится при регламентных работах и при отыскании неисправности, для чего:
- демонтируйте датчик, предварительно расконтрив и отвернув гайку крепления соединителя жгута электропроводки, гайку крепления переходника к штуцеру и гайку крепления датчика к кронштейну;
- промойте внутреннюю полость датчика растворителем с помощью приспособления (допускается испольэовать щприц), продуйте сжатым воздухом;
- смонтируйте датчик на кронштейн, затянув гайку крепления и законтрите ее проволокой Д= 0,8 мм;
- соедините переходник со штуцером датчика, заверните его накидную часть, законтрите ее проволокой Д=0,8 мм,
- подсоедините соединитель жгута электропроводки, заверните его накидную гайку, законтрив ее проволокой Д=0,5 мм.
Проверьте работу датчика совместно с сигнализатором помпажа ЭСП 12-1 сер.2 встроенным контролем с пульта ГПА по документации САУ ГПА.
4.3.6.2. Промывка сигнализатора ССК производится при проведении регламентных работ и при отыскании неисправности, для чего:
- демонтируйте сигнализатор ССК, предварительно демонтировав переходник с трубопроводом отвода газа от штуцера "Рг" дозатора газа к штуцеру ССК и тройник вместе с трубопроводом к штуцерам"Р2" на дозаторе газа и на приемнике давления Р2;
- промойте внутренние полости сигнализатора растворителем с помощью приспособления (допускается использовать шприц), продуйте сжатым воздухом;
- установите ССК на дозаторе газа, заверните гайку и законтрите ее проволокой Д= 0,8 мм;
- смонтируйте тройник ССК с трубопроводами к штуцерам "Р2" на дозаторе газа и к приемнику давления Р2, законтрите накидные гайки проволокой Д= 0,8 мм;
- смонтируйте переходник с трубопроводом отвода газа от штуцера "Рг" на дозаторе газа к штуцеру ССК, законтрите накидную гайку проволокой Д=0,8 мм;
- подсоедините соединитель к ССК, затяните его накидную гайку и законтрите ее проволокой Д=0,5 мм.
4.3.6.3. Промывка сигнализаторов МСТ-18С и МСТ-14, контролирующих давление топливного газа, производится при проведении регламентных работ и при отыскании неисправности.
Сигнализатор МСТ 18-С расположен на входном патрубке дозатора газа:
- расконтрите и отсоедините соединитель жгута электропроводки;
- расконтрите и выверните сигнализатор из посадочного места на двигателе;
- промойте внутренню полость сигнализатора растворителем с помощью приспособления (допускается использовать шприц), продуйте сжатым воздухом;
- установите на сигнализатор новое уплотнительное кольцо;
- вверните сигнализатор в посадочное место двигателя, законтрив его проволокой
Д= 0,8 мм;
- подсоедините к сигнализатору соединитель жгута электропроводки, законтрив накидную гайку после затяжки проволокой 0,5 мм.
Сигнализатор МСТ-14 расположен на стопорном клапане. Работу по его промывке поведите аналогично промывке МСТ-18С.
4.3.7. Совместно с операцией промывки внутренних полостей ССК проведите проверку его срабатывания, для чего:
- отсоедините переходник с трубопроводом отвода газа от штуцера "Рг" на дозаторе газа и от противоположного штуцера на ССК;
- подсоедините ко второму штуцеру на ССК шланг и подайте в него воздух усилием вывода человека. При этом на пульте управления должно загореться табло, свидетельствующее о негерметичности дозатора газа;
- отсоедините шланг и смонтируйте трубопроводы на ССК. Законтрите накидные гайки проволокой Д=0,8 мм.
4.3.8. Осмотрите фильтроэлемент стартера (см.рис.49 ), который устанавливается в гнездо корпуса центробежного выключателя и крепится с помощью заглушки:
- расконтрите и выверните заглушку, снимите уплотнительное кольцо;
- выньте фильтроэлемент за хвостовик с помощью приспособления, снимите уплотнительное кольцо с фильтроэлемента;
- опустите фильтроэлемент в ванночку с растворителем "Нефрас" и промойте его с помощью щетки, приняв меры предосторожности от повреждения сетки;
- просушите фильтроэлемент, положив его на чистую салфетку;
- проверьте визуально исправность сетки фильтроэлемента. В сомнительных местах пользуйтесь лупой 4-кратного увеличения. При обнаружении неисправности сетки замените фильтроэлемент;
- протрите гнездо фильтра и заглушку салфеткой, смоченной растворителем;
- наденьте уплотнительное кольцо на фильтроэлемент, предварительно смазав кольцо тонким слоем масла;
- вставьте фильтроэлемент в гнездо, поддерживая его за хвостовик;
- вверните заглушку, обратив внимание на наличие на ней уплотнительного кольца. Законтрите заглушку.
4.3.9. Выполните внешний осмотр датчиков системы контроля двигателя (ДЧВ 2500. П-77, Ц-98, Т-93 ССК МСТ-18С. МСТ-Д4, МСТВ. ДОЛ-16, МВ-04-1), обратив особое внимание на отсутствие внешних повреждений, герметичность мест стыковки датчиков с системами и агрегатами, целость узлов крепления и наличие контровок, отсутствие качки соединителей и наличие контровок соединителей.
4.3.10. Выполните внешний осмотр блоков систем СПО-2Р, ЭСП-12-1 РТ-12-9А, ИВ-Д-ПФ-2 на отсутствие внешних повреждений, надежность крепления блоков, отсутствие качки соединителей.
4.3.11. Выполните проверку финукционирования аппаратуры системы СПО-2Р. ЭСП-12-1, РТ-12-9А, ИВ-Д-ПФ-2 и работу датчиков контроля двигателя встроенным контролем с пульта ГПА. Систему СПО-2Р проверяйте во время работы агрегата. Можно проверить и на неработающем двигателе с помощью подачи сигнала от генератора частоты с выходным напряжением 2...10 В и частотой 4000 Гц. Данный сигнал подается на контакты 7 и 6 или 9 и 10 соединителя Х "2Р". При этом должно включаться на пульте САУ ГПА табло сигнализа-ции «П ст опасн».
4.3.12. Осмотрите и промойте фильтры в магистралях ГПА, подводящих масло к двигателю от масляного бака и от маслоохладителя. Работу выполняйте по документации ГПА с учетом п. 4.2.11 данной методики, где рассматривалась промывка и осмотр основного фильтра масляной системы двигателя.
4.3.13. Проверьте центровку двигателя с нагнетателем. Работу выполняйте по документации ГПА.
4.3.14. Устраните замечания, выявленные в ходе регламентных работ.
4.4. Замена узлов и агрегатов
4.4.1. Узлы и агрегаты двигателя с наличием дефектов, появившихся в процессе эксплуатации и не поддающихся устранению на двигателе, подлежат замене.
ПЕРЕЧЕНЬ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЯ, ЗАМЕНЯЕМЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБОЗНАЧЕНИЕ | НАИМЕНОВАНИЕ |
1 | 2 |
НК-16СТ | Двигатель(газогенератор) |
16СТ | Турбина свободная |
СИСТЕМА ЗАПУСКА | |
БАЗ-16 | Блок автоматического запуска |
16.900.000 | Стартер воздушный |
16.511.000-1 | Блок клапанов |
16.510.120-1 | Фильтр пускового топлива |
КНПС-22 | Агрегат зажигания |
СПП-4-ЗП | Свеча электроэрозионная |
ДТА-10Е | Датчик частоты вращения |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ | |
16.549.000 | Клапан стопорный |
ДГ-16 | Дозатор газа |
РО-16 | Регулятор частоты вращения |
ОГ-16 | Ограничитель оборотов |
16.547.950 | Агрегат управления |
82.651.000 | Агрегат управления перепуском |
16.547.900 | Агрегат командный |
16.547.300-1 | Клапан дренажный |
16.547.600 | Клапан постоянного давления |
888СТ | Насос масляный |
16.547.800 | Сборник слива |
16.547.700 | Фильтр масляный |
МАСЛОСИСТЕМА | |
4544ТМ | Теплообменник |
119.1157 | Пробка магнитная о клапаном |
16.133.000 | Насос нагнетающий |
16.137.000 | Суфлер и насос опоры турбины |
16.138.000 | Суфлер и насос опоры свободной турбины |
16.160.060 | Насос подкачивающий |
16.160.070 | Клапан перепускной |
82.800.070 | Клапан редукционный нагнетающего насоса |
82.800.080 | Клапан редукционный подкачивающего насоса |
82.800.240 | Клапан сливной |
82.815.130 | Насос откачивающий средней опоры |
08.825.000 | Насос откачивающий передней опоры |
Т0540-600 | Секция фильтрующая (для маслофильтров ГГ.СТ.САР) |
ПРИБОРЫ ВИЗУАЛЬНОГО И АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ | |
ИВ-Д-ПФ-2 | Аппаратура контроля вибраций |
МВ-04-1 | Датчик вибраций |
Кабель | |
БЭ-38-2 | Блок электронный |
БЭ-88-2 | Блок электронный |
П-96А | Датчик температуры торможения |
П-77 вар.1 | Приемник температуры |
МСТВ-1,1 | Сигнализатор давления теплостойкий виброустойчивый |
МСТВ-2,3 | Сигнализатор давления теплостойкий виброустойчивый |
МСТ-18С | Сигнализатор давления теплостойкий |
МСТ-14С | Сигналазатор давления теплостойкий |
ССК | Сигнализатор давления дифференциальный |
СНС-25 | Сигнализатор наличия стружки |
СПО-2Р | Сигнализатор предельных оборотов |
ДДВ-2500 | Датчик частоты вращения |
ДОЛ-16 | Датчик давления логарифмический |
ЭСД-12-1 сер.2 | Сигнализатор помпажа электронный с нонтажной рамой РМ-2 |
РТ-12-9А серо 2 | Регулятор температуры |
16.547.100 (Т-93) | Термопара |
КАМЕРА СГОРАНИЯ | |
16.330.020-1 | Форсунка |
16.300.060-1 | Трубопровод |
16.321.000 | Воспламенитель |
ПРОЧИЕ АГРЕГАТЫ
Наружные коммуникации топливных, масляных воздушных систем, а также детали их крепления к двигателю
- отсоединение и подсоединение соединителей производите при отключенных источниках питания;
- перед заменой узлы и агрегаты расконсервируйте, а снятые - консервируйте;
- перед постановкой датчика замера параметров и датчики сигнализации проверяйте согласно паспортам;
- о выполненных работах делайте соответствующие записи в паспортах агрегатов и в формуляре двигателя.
Отличительной особенностью характеристик турбокомпрессоров является наличие в них точки перегиба (точки максимума), вызванное сложным характером течения в проточной части и потерянным напором